034. Свято-Почаевская Лавра, страница 6

034. Свято-Почаевская Лавра, страница 6

ИСТОРИЯ

Внутреннее убранство Успенского собора поражает своим великолепием.

по афонскому примеру, подчинялась духовным старцам, но именно преподобный Иов выступил настоящим организатором и устроителем обители, введшим в ней Студийский устав и настроившим братию достойно сохранить православную веру. Сто двадцать лет в весьма недружественных условиях существовал этот оазис православия, двадцать настоятелей сменились после преподобного Иова, и лишь со смертью двадцатого по счету, Гедеона (Левицкого), Почаевский монастырь на некоторое время стал униатским. История этого перехода весьма туманна: исследователей удивляет, что никаких документов о том не сохранилось ни в Лавре, ни в Польше, ни в Ватикане. Известно лишь, что еще в 1720 году почаевский настоятель (им как раз был Гедеон) в греко-католическом Замой-ском соборе участия не принимал, а вот

его преемником был уже униат, Феодо-сий (Рудницкий).

В истории обители это не первый эпизод, годный для жанра исторического детектива: достаточно долго считалось, например, что самое крупное волнение почаевских монахов (1693) было бунтом униатствующей братии против законного епископа. Однако оказалось все ровно наоборот: епископ Луцкий Афанасий (Шумлянский), против которого тогда выступила братия, был тайным униатом, стремившимся увести в раскол и почаевских монахов. А один из тех, кто ему противодействовал, Иосиф (Саевич), став позже наместником, исхлопотал у Петра I грамоту на ставропигию Почаева (противоречивость политики Речи Посполитой в отношении православия предоставляла такую возможность). Впрочем, добытая ставропигия Почаеву не помогла — не

было уже на Москве Патриарха, церковная власть была ослаблена реформами Петра (по воле которого и пустовал Патриарший Престол), а польский король, вполне естественно, не мог быть доволен тем, что на находящуюся в его землях обитель распространяется защита соседа. Да и в самом Почаеве, оставшемся на тот момент единственным православным монастырем в Речи Посполитой, все более усиливалась униатская партия.

Первый настоятель-униат Феодосий (Рудницкий) был образованным человеком, преданным древнеправослав-ному обряду и вероучению. Он особо следил за соблюдением устава. Его называли «стыдливым униатом» — Феодосий носил традиционную рясу, не брил бороды и даже не принял обычного для настоятелей греко-католических монастырей титула супериора. Подписывался просто: «архимандрит Каневский и игумен Почаевский». Но следующий игумен, Гедеон (Козуб-ский), поставленный в 1730 году, именовался уже супериором. Постепенно латинизировалась и монастырская жизнь — постились монахи теперь не в среду и пятницу, а по западной традиции в субботу, Петровский и Успенский посты в монастыре отменили, запрет монахам на употребление мясного был снят. Наставлением в духовной жизни базилианам стала служить «Базилианская школа» — книга, содержащая в себе, помимо достойных ре-лигиозно-нравственных наставлений, и несомненные странности латинства. Например, согласно ей, становясь послушником, человек получает полное отпущение грехов; читая затем пред престолом церкви пятикратно «Отче наш» и «Богородице Дево», получает отпущение еще на пять лет — и так далее. При такой системе спасения души, манифестирующей своеобразные «торги с Господом», даже самый ленивый из иноков мог быть спокоен за себя, и последствия этого бывали весьма плачевны. При всем том, почаевские ба-зилиане старались сохранить верность православному богослужебному уставу, за что даже получили от прочих бази-лиан прозвище «схизматиков».