034. Свято-Почаевская Лавра, страница 4

034. Свято-Почаевская Лавра, страница 4

ХРОНОЛОГИЯ

1240 Легендарное явление Божией Матери в столпе огненном на горе Почаевской.

1559 Митрополит Неофит останавливается у помещицы Анны Гойской и дарит ей икону Матери Божией, ныне называемую Почаевской.

1597 Перенесение чудотворной иконы на гору Почаевскую и начало обустройства общежительного Почаевского монастыря.

1604—51 Настоятельство преподобного Иова, игумена Почаевского.

1626 Обитель сильно пострадала от пожара.

1659 Обретение мощей преподобного Иова Почаевского.

1675 Чудесное явление над Почаевом Богородицы с сонмом ангелов и преподобным Иовом во время турецкого штурма.

1693 Волнение почаевской братии

против епископа Луцкого Афанасия (Шумлянского).

1710 Император Петр I предоставляет

Почаевскому монастырю статус ставро-пигиальной обители.

1721 Начало униатского периода в истории монастыря.

1773 Коронование чудотворной Почаевской иконы Божией Матери.

1781 Освящение униатами нового Успенского собора для временного служения.

1822 Торжественное освящение Успенского собора экзархом униатской митрополии юго-западной Руси Иаков-Адамом (Окелло-Матусевичем).

1831 Возвращение Почаевского монастыря в лоно православия.

1833 Обитель получает титул Лавры.

1911 Возведение нового Троицкиго собора.

1920 Почаевская Лавра оказывается на территории Польской республики. 1939 Падение Польши.

1960-О Попытки советских властей закрыть обитель встречают активное сопротивление верующих.

1992 Изгнание братией Лавры наместника Иакова (Панчука), пытавшегося увести обитель в «филаретовский» раскол.

Жила тогда на Волыни в поместье Орли близ Почаева православная помещица Анна Гойская, вдова бывшего земского судьи, происходившая из старинного дворянского рода Козинеких. Однажды гостил в ее доме греческий (Константинопольского Патриархата — по национальности же был он из южных славян) митрополит Неофит, возвращавшийся из Москвы, куда в те времена часто ездили за помощью восточные иерархи. На Волынь он заглянул на обратном пути, очевидно, чтобы уладить дела православной Церкви (в то время очень здесь сложные), а заодно поклониться Цельбоносной Стопе Божией Матери.

Долгое время провел митрополит Неофит в гостеприимном доме и в благодарность благословил Анну Гойскую древней иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, которую привез с собой. Возможно, то была его заветная родовая святыня, взятая в дальний путь.

У Анны Тихоновны дарованный образ поначалу обретался в домашней молельне, пока не заметили необычный свет, от него исходящий, и не начали происходить у той иконы различные чудеса. Гойская, удостоверившись в явной ее чудотворности, не решилась долее держать образ у себя. Собрав иноков, священников и множество православного люда, крестным ходом перенесла она икону на гору Почаевскую и отдала на вечное хранение монахам, обитавшим в тамошних пещерах. Случилось это, видимо, в первой половине 1597 года, ибо уже

В честь 400-летия перенесения чудотворной иконы Божией Матери на гору Почаевскую в Лавре устроена часовня.

14 ноября составила богобоязненная помещица «фундушевую запись» (т. е. дарственную) на устройство Почаевского монастыря. В «записи» говорится о создании монастыря — но очевидно, что как пустынька обитель тогда уже существовала (ибо оказались же в числе сопровождавших икону и иноки), а речь в документе шла об учреждении общежительного монастыря — кино-вии. Причем в «Записи» помещицей оговаривались, кроме прочего, и обеспечение обители всем необходимым (из средств самой Гойской и ее потомков — с призыванием анафемы, неблагословения и проклятия на нарушителя ее воли), и сохранение «греческой» (т.е. православной) веры среди братии.

Так случилось, что в дальнейшем неоднократно выпадало монастырю в весьма драматичных обстоятельствах

Изумительной красоты Успенский собор — самое интересное, что осталось в Лавре от базилиан.

отстаивать волю своей учредительницы. «Фундушевая запись» по времени совпала с Брестской унией — фактическим отторжением части Православной Церкви Западной Руси и присоединением ее к католическому миру.

Причины унии, если не считать нестроений внутри самой Церкви (слабость иерархии и недостаток ав-