035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 14«рмшт ттт приятно ширнь Своеобразен стиль Санаксарского монастыря. Архитектурный ансамбль обители складывался довольно быстро — в течение каких-нибудь двадцати-тридцати лет, — и это обстоятельство сообщило ему восхитительную стройность. рождёст&о-когороднчиыи ссжор Собор Рождества Пресвятой Богородицы — центр архитектурного комплекса Санаксарской обители. После революции собор Санаксарского монастыря очень быстро утратил былое благолепие, восхищавшее не одно поколение богомольцев. Как мы уже говорили, вплоть до второй половины XVIII века Санаксарский монастырь влачил самое жалкое существование. Будучи приписан к Саровской пустыни, он имел только деревянные строения. Так продолжалось до 1764 года, когда указом Святейшего Синода начальником пустыни был назначен преподобный Феодор Санаксарский. Указом же от 23 апреля 1762 года пустынь переименовывалась в монастырь. В «Историческом описании Сено-ксарского монастыря», вышедшем в 1802 году в Москве, говорится, что «в сие время» преподобный Феодор «вознамерился вместо деревянные уже ветхие церкви построить каменную о двух этажах, чтобы поместить Божии храмы, в нижнем во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в верхнем во имя Владимирския Богородицы, на что от Преосвященного Павла, епископа Владимирского и Муромского, в 1765 году сентября 15 дня дана за рукою его грамота, а от кабинета по именному Ея Императорского Величества указу тысяча рублей серебром. Таковым монаршим вкладом и подаянием других доброхотных дателей строение оной в 1774 году и кончено. Оная церковь снаружи длиною на 14, шириною на 8, а вышиною на 24 саженях, с пятью главами, а во внутренности с четырьмя вверху и внизу столбами; полы внизу чугунные, а вверху штучные хорошего качества дубовые». Как видим, верхний храм собора строился в честь Владимирской иконы Божией Матери. Но в 1779 году последовал указ епископа Владимирского и Муромского о переименовании его в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Освящение церкви состоялось в августе 1780 года, причем совершал его сам епископ Иероним. Церковь была, по свидетельству уже цитированного «Исторического описания Сеноксар-ского монастыря», великолепно убрана. Автор этого сочинения упоминает, в частности, о «резном и вызолоченном великолепно по полименту иконостасе, с живописными отменной работы иконами, особливо в местном поясе, написанными собственными трудами |