035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 13

035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 13

подвижники

Вверху: Первая страница автобиографии, написанной отцом Александром в 1950 году.

Слева: Могила архимандрита Августина (Кривоногова), принявшего преподобноис-поведника Александра послушником в Сана-ксарский монастырь.

Макарьевской пустыни, а в 1922 году — наместником Седмиезерной пустыни с возведением в сан архимандрита. К концу 1920-х годов гонения на Церковь достигли своего пика, и архимандрит Александр в 1928 году был арестован. По проведении «следствия» он получил три года лагерей. Потом были три года ссылки, служение священником церкви села Сретенского Кировской области, перевод в село Соболево в том же Вятском крае и наконец по закрытии храма в 1937 году работа в лесничестве. Но и официально работая в местном лесопитомнике, отец Александр оставался для многих тайным пастырем, ничем не уронив своего монашеского звания.

Скончался архимандрит Александр 27 августа 1961 года. На похороны батюшки собралось огромное количество окрестного народа. Осенью 2001 года санаксарские монахи перенесли обретенные мощи преподобноисповедника в Санаксарскую обитель. Дни его памяти — 14/27 августа и 5/18 сентября.

«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) кисти знаменитого «лесного» художника Ивана Шишкина. В окружении вятских лесов отец Александр провел около тридцати лет своей жизни.

настоятелем. 20 июля 1915 года нового настоятеля архиепископ Тамбовский и Шацкий Кирилл (Смирнов) возвел в сан игумена. Столь стремительная «карьера» отца Александра свидетельствует о том, что тамбовский архиерей достойно оценил его крепость духа, ответственность и ревность о Боге. Вообще, священномученик Кирилл, который сам являлся необыкновенно яркой личностью, сыграл важную роль в судьбе отца Александра, став его наставником и духовным водителем.

Между тем наступил 1917 год. В октябре в Петрограде произошел большевистский переворот, после чего коммунистическая зараза быстро расползлась по огромной стране. В Темникове большевики захватили власть в феврале 1918 года. Смута проникла и в Са-наксарский монастырь, часть монахов взбунтовалась против своего настоятеля. При этом действовали смутьяны вполне по-большевистски, не гнушаясь доносами, подлогами и наветами.

Случившиеся события описал в своем письменном докладе архиепископу Кириллу, который находился тогда на Поместном Соборе в Москве, благочинный темниковских церквей протоиерей Дмитрий Поспелов. Логика их была проста: игумен Александр жестко высказывался по поводу большевиков, и те решили избавиться от него чужими руками — руками монахов, которым не нравилась та строгость, с которой управлял обителью ее настоятель. Они обратились в Военно-революционный трибунал, обвинив игумена в монархизме и антисоветских высказываниях.

Отца Александра арестовали и, продержав некоторое время под стражей, «как ярого контрреволюционера» изгнали из монастыря. 9 июня 1918 года он покинул родную обитель. Внимательный читатель, несомненно, снова услышит во всем этом отголосок того, что происходило в свое время с преподобным Феодором Санаксарским.

Так начался крестный путь отца Александра, на котором его ждало еще немало испытаний. Занявший в 1920 году Казанскую кафедру митрополит Кирилл (Смирнов) в редкие месяцы, когда не сидел в тюрьме и не находился в далекой ссылке, успевал заботиться о своем питомце — в 1920 году игумена Александра назначили настоятелем Свияжской

-far /fUa^ttft Zfr^tfi,

Sttci^e'. J/

^"«f-rv./i- бъ'ту"'*'*? •SI^ZSi. Ую'ас/^ - к!" fc*, чш u/**xAre ^кх' <«/< хэпхьх* ZrwJrsjc,.

A+ttf.'C&tJ',^x? cx<->i". dj&ia^A-vrfi*' fctPivc-zru/r :'ъги<гб0зч<чж Тр&х. v7rtn>f ■•^jM^tocw,

UfU/KMfO U6CHC4&. let}**

dcoafff

CO*tUoH) /H'uij^^tbut Л

JfafJ&'fi .«W^/ UKiTitMjtS

IciTunaA ' ■- ''Ой НС

fn TXoocfruxJ** Ъузлбнк

ф&ЫХ&^Ъ с^ЙЛ <й*.. а* АЙМИ