Юный Натуралист 1987-04, страница 17

Юный Натуралист 1987-04, страница 17

16

Только со временем стали забываться опыты на пришкольном участке и разговоры у костра, а в лесу все чаще стали попадаться целые кварталы... пеньков. А Толя Филинов бороздит где-то морские просторы — он моряк, Надя Наумова работает закройщицей в Барнауле, Николай Черных — железнодорожник. И так почти весь класс. Кто строителем стал, кто продавцом, кто бухгалтером... Все это, конечно, нужные профессии, только в родной деревне сверстников осталось совсем мало. А земле и лесу ох как нужны умелые руки, силы и опыт. Ведь они с малолетства его набирались. А так ведь на земле много ошибок наделать можно.

Сегодня многие понимают, что лес — наше достояние. А девять десятых предложенного природой богатства понапрасну пропадает в тайге.

— Пример: кедровые орешки, которые с каждым годом все труднее найти в магазинах и на рынках даже в городах таежного края. А ведь когда-то из них делали кедровую халву — незабываемое лакомство детства — и масло, использовали их и для начинки праздничных пирогов. В дальние кедровники хлопотно добираться. А ближних почти не осталось.

Озерский опытно-показательный леспромхоз, в котором работает Виктор Шишкин, не только рубит лес, но и выращивает его. Для юннатов Новоозерской средней школы — это одна из самых главных задач. Они ухаживают за саженцами, помогают во время массовых посадок, а с недавних пор работают еще и в цехе деревообработки, выпускают различную товарную продукцию. От того, какими знаниями, опытом они вооружатся сегодня, зависит, какими они станут специалистами завтра. И если они станут сознательными, деятельными, творчески активными и вдохновенными, то вернутся на наши столы кедровые орешки. И не только они.

Именно об этом любит говорить с юннатами восьмидесятых Виктор Шишкин, когда его приглашают в школу или на слет юных лесничих.

— В конце концов, это самое главное,— говорит он.— Без этого чувства хозяина, хозяина своего дела, своей деревни, своей жизни, без ощущения своей человеческой силы и связанной с нею ответственности — без этого невозмож

на настоящая перестройка нашей жизни, перемены, революционные по своей сути.

Лес вокруг Озерков не простой, он относится к государственному фонду первой категории. И рубку здесь в последнее время ведут выборочно. Пилят деревья больные и низкорослые. После вырубки идет посадка. Саженцы привозят из лесничеств, на полную мощность работает и питомник леспромхоза, в который юннаты Новоозерской школы приходят не экскурсантами, а помощниками.

— Я думаю, что следующий шаг в этом деле — переход ученической производственной бригады на хозрасчет,— говорит Виктор Шишкин.— Перспективность этой формы соединения обучения с производительным трудом уже не раз убедительно демонстрировали юннатские слеты. Именно такие бригады стали массовой формой трудовой и физической закалки нового поколения сельских тружеников, воспитания у ребят коллективизма и высокой ответственности за дело.

Сколько бы ни приходилось беседовать со школьниками, которые проводили свои каникулы на далеких лесных кордонах, в лагерях труда и отдыха, где они помогают взрослым пропалывать поля и собирать урожаи, никто из них не жалел о потраченном времени. Наоборот, было видно, как они закалились физически и морально, приобрели такие необходимые в жизни навыки коллективного общения, осознанно задумались о том, какую выбрать дорогу в жизни.

В конечном счете, я уверен в этом, самый верный способ донести до молодых смысл и суть любви к природе, своей деревне, к Родине — это привлечь их к настоящей работе по сохранению и приумножению наших богатств.

...Тяжело груженный лесовоз медленно плывет по глубокой колее лесной дороги. Можно свернуть немного в сторону и сразу прибавить скорость и срезать угол. Но Виктор знает: там, за пеленой дождя, стоят рядами саженцы — будущие сосновые, кедровые, еловые леса. В них завтрашний день зеленого моря Алтая. Лес растет долго, но это не страшно, если рядом растет и смена юных лесоводов. Они понесут эстафету трудовой доблести дальше.

С. МИХАЙЛОВ