035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 15

035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 15

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Справа: Собор увенчан пятью куполами на высоких и стройных барабанах.

Внизу справа: Внутреннее убранство соборного храма.

живописца иеродиакона Филарета», о «немалом медном паникадиле» и «чеканных посеребренных лампадах». Стены в храме были расписаны все тем же иеродиаконом Филаретом (Былини-ным), впоследствии назначенным настоятелем обители.

Собор является как смысловым, так и архитектурным центром монастыря. Он находится в центре монастырского двора. Все другие постройки — в том числе колокольня и больничная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери — расположены по периметру. О таком расположении монастырских зданий автор «Исторического описания» говорит, как и положено человеку своего времени, с особенным удовольствием: «Словом сказать, расположение всех монастырских зданий, с сопряженными приятностями местоположения, приводит всякого в удивление. Сим-метриальное соответствие оных, новый во всем вкус, чистота и удивительная вообще связь составляют собою крайнюю чрезвычайность, а рассыпанная повсюду правильность, точность и ум в архитектуре и искусстве доставляют зрителю приятное восхищение».

А от первой половины 1880-х годов нам остался такой отзыв о монастырском соборе: «Все здания Санаксарского монастыря как бы носят на себе отпечаток аскетического характера его первоначальника, поражая посетителя своеобразностию построения своего. Между ними главный памятник о старце — пятиглавый соборный храм, в построении которого лично трудился сам старец. Внутреннее благоукрашение храма вполне благолепно: в верхнем этаже храм Рождества Богородицы производит на душу богомольца весьма отрадное впечатление своим величественным иконостасом, святыми иконами в сребропозлащенных ризах и убранством стен. В нижнем этаже храм Усекновения главы святого Предтечи удовлетворяет своею скромностию и аскетической простотой».

В пореволюционные годы весь архитектурный комплекс монастыря

оказался во власти людей, которым не было дорого ни духовное, ни культурно-историческое наследие России. Варварское отношение к памятникам архитектуры (так, в притворе соборного храма была устроена конюшня) не замедлило сказаться на их состоянии:

к 1940-м годам собор стоял полуразрушенный, обезглавленный.

Реставрация Санаксара началась только в 1970-е годы, а полномасштабные работы по восстановлению интерьеров собора — лишь в 1990-е, после передачи монастыря Церкви.