035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 10подвижники jwli' '[атргци iUKcaeemL' ШйЯапл ^oM^ffiB1 все^тсшсиь. 8 WPX* Й^ШЯВПЖШЙ ШМатЮ-ВтЯ* «m.^l >'<'■ mm,:,,,, с^вш. tmfZm* "<Ц* ------ Ш61 . t - ■ - * ** .......„.J^^Km'^тТ'^Ли/ЩаПиР иретпаря(oi own a WBfeS^ K^i-t-ra-e^a. £-0»..... _ I£((u,y uctitdiuu* v- t ■■ушштийб ObO iii'j ШХ-Ш-^г- W fMnywT""' MM'™" f........"<•' житие, «красотою местоположения и совершенным уединением». О том, что последовало вслед за этим, мы уже рассказали в разделе «История». В нелегких настоятельских трудах проходили дни, месяцы и годы. Обитель, в которой преподобный по примеру древних монастырей ввел строгий общежительный устав, расцветала, поднимался каменный соборный храм, братия росла числом, духовно возрастали ученики, некоторые из которых прославились впоследствии высоким подвижничеством. Но в 1774 году отца Феодора настигло тяжелое испытание. Темниковский воевода Василий Неелов, пожелавший иметь старца своим духовником, в ка- «Пашпорт», выданный в декабре 1756 года преподобному Феодору перед его отъездом в Саровскую пустынь. кои-то момент начал испытывать неудобство от строгой опеки «всяческой неправды немолчного обличителя». Он перестал держать посты, сделался груб и несправедлив с горожанами, возвел в закон поборы, принялся притеснять даже и сам Санаксарский монастырь. Оскорбившись тем, что обитель отказалась молоть на своей мельнице воеводское зерно «безденежно», Неелов запретил темниковцам ходить в монастырь, а бельцам-трудникам — торговать на рынке «рукодельем». Творимые им бесчинства превысили чашу терпения городских жителей, и они обратились за помощью к преподобному. Состоялась встреча старца с Василием Нееловым. Преподобный обличил воеводу в мздоимстве и притеснении бедняков, а тот пожаловался епархиальному архиерею, обвинив старца в оскорблении государственного лица. Дело разбирали Сенат и Святей- ю Написанная Михаилом Нестеровым (1862—1942) в 1903 году картина «Молчание» необыкновенно созвучна теме Санаксарского монастыря — и по своему высоко му духовному напряжению, и по пейзажным деталям, и даже «сюжетно» (санаксар-ские иноки любят рыбачить). Но работа создана на Соловках. Широкая водная гладь, Святая Русь Михаила Нестерова изображенная на переднем плане, продолжается Секир-ной горой со скитской церковью. И два челна, два монаха — старый и молодой, занятые уженьем рыбы и молча щие каждый о своем. В этой работе встречается русская христианская душа с русской природой. И то, и другое играет важнейшую роль в творчестве замечательного мастера. В русской природе Нестеров видел воплощение уклада русской жизни. «Вот русская речка, вот церковь. Все свое, родное, милое. Ах, как всегда любил я нашу убогую, бестолковую и великую страну, родину нашу!» — говорил он. Природа, пейзаж у Нестерова выступают как бы «говорящим» фоном той Святой Руси, страны богомольцев, странников, монахов, юродивых и святых, которую он изображал на своих полотнах. На картине Нестеров изобразил Соловки, где так долго томился преподобный Феодор. |