035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 9

035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 9

подвижники

гвардеец предусмотрительно отпустил. Воинское преступление, совершенное преображенцем Ушаковым, грозило вечной солдатчиной в отдаленных крепостях. Но это его не остановило. Преподобный устремился на север, в поморские леса, где жил в молитвенном уединении, «великом злострадании и гладе». Устав от притеснений, творимых местными жителями, молодой человек, наслышанный о великих подвижниках, обретающихся в брянских чащах, пробрался через всю империю на юг, в Площанскую пустынь. Здесь он в сентябре 1745 года был схвачен сыскной командой, которой во всем открылся.

Беглого гвардейца привезли в Петербург, где с ним встретилась императрица Елизавета Петровна. Видя твердую решимость Ушакова посвятить жизнь Богу, она простила его и разрешила уйти в монахи, оставив при этом в столичном Александро-Невском монастыре. 13 августа 1748 года — по именному указу императрицы — Ивана Ушакова постригли в монашество с именем Феодор.

Одиннадцать многоскорбных лет провел отец Феодор в Александро-Невской обители. Его подвижническая жизнь вскоре привлекла к нему множество людей, жаждавших духовного окормления (в том числе и бывших сослуживцев). Это вызвало ревность ученых монахов — посыпались доносы, в которых утверждалось, что инок Феодор «производит соблазн». Отца Феодора, говоря современным языком,

«изолировали» — как свидетельствует современник, «возненавиден был тамо от властей и монахов, за приходящих к нему многих пользы ради, с приставлением к нему воинского строгого

Гуашь Евгения Лансере «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905).

пикета». Еще более суровой кары преподобный избежал лишь потому, что все знали о теплом отношении к нему императрицы.

В 1756 году отец Феодор выпросился из Петербурга и в сопровождении верных учеников и учениц отправился в Саровскую пустынь. Последних он поселил в Арзамасе — они составили Алексеевскую общину (по имени упраздненного женского монастыря, где сестры обосновались), которой старец духовно руководил до конца своей жизни. Общине этой предстояло стать знаменитой — перед революцией 1917 года в ней насчитывалось более восьмисот насельниц. Проведя больше двух лет в Сарове, преподобный с учениками перебрался в пришедший к тому времени в полный упадок Санаксар, который пленил его, как повествует

КРНТШТ

Преображенцы

Лейб-гвардии Преображенский полк, в котором служил в молодые годы преподобный Феодор Санаксарский, был элитной воинской частью. Собственно с Преображенского и Семеновского потешных полков, получивших имя по названию подмосковных сел, где их в середине 1680-х годов собрал юный царевич Петр, и началась история русской регулярной армии. Уже в 1690 году «потешные» солдаты Петра побивали в «учебных» боях стрельцов, составлявших тогда основу русского войска. Свое «классическую» структуру Преображенский полк получил в 1698 году: в него вошли четыре пехотных батальона, а кроме того, гренадерская и бомбардирская роты. Последняя (в ней и служил капрал Иван Ушаков) считалась привилегированной — сам Петр I некоторое время носил бомбардирский мундир. Преображенский полк дал в XVIII веке России многих выдающихся деятелей, начинавших в нем рядовыми. Не случайно, что именно этот полк стоял в те годы в центре дворцовых переворотов, по сути творя историю страны. Почетными преображенцами часто становились генералы, отличившиеся военными успехами; они получали звание подполковника Преображенского полка (полковником же лейб-гвардии являлся сам правящий государь). Такой чести, например, в 1790 году удостоился генерал-аншеф Суворов — за взятие Измаила.

«Каптенармус, капрал, сержант и фурьер лейб-гвардии Преображенского полка» (из собрания Государственного Исторического музея).