035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 7

035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 7

ИСТОРИЯ

мерным христианином, адмирал стал благотворителем обители, возрожденной его дядей, в Великий пост он переселялся в нее, неизменно присутствуя на длительных богослужениях. «Кто жил для пользы общественной, — отзывался в 1817 году на смерть адмирала Ушакова журнал «Русский вестник», издававшийся Сергеем Глинкой, — тому приятно в преклонные годы жить с самим собой и с Богом. Вот для чего покойный адмирал для жительства своего избрал деревню, близкую к святой обители».

Из санаксарских настоятелей XIX века нельзя не отметить известного духовного писателя игумена Тихона (Ципляковского), избранного настоятелем общим собранием братии Санаксарского монастыря летом 1879 года и остававшегося им на протяжении пяти лет. В 1886 году он составил и издал обширное «Жизнеописание старца иеромонаха Феодора (Ушакова), основателя Санаксарского монастыря», тем самым подготовив почву для тех, кто спустя век с небольшим собирал материалы

Справа: 1976 год. Санаксарский монастырь реставрируется в качестве историко-архитектурного памятника.

Внизу: Посещение Санаксара Святейшим Патриархом Алексием II в 1993 году.

для прославления отца Феодора в лике преподобных. Кроме того, его перу принадлежит «Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря». О замечательных духовных качествах отца Тихона говорит тот факт, что его избрал своим духовником святитель Феофан Затворник.

В революционную пору в Санаксар-ском монастыре разыгрались события, показавшие, насколько неслучайной была новая русская смута. Эти события выявили ослабление христианского духа не только в простом народе, но и в самом сердце русского православия — в монашеской среде. Часть братии тогда восстала на своего настоятеля — игумена Александра (Уродова), — обвинив его в антисоветских и монархических взглядах. Отказавшись повиноваться епархиальным властям, взбунтовавшиеся монахи обратились за помощью

к захватившим власть большевикам, вследствие чего преподобноисповед-ник Александр был сначала арестован, а затем удален из монастыря.

В 1920-е годы обитель долго балансировала на грани ликвидации — окончательно она была закрыта в 1929 году. В монастыре шел настоящий грабеж, растаскивали все, что можно было унести. Церкви лишились куполов, было осквернено монастырское кладбище, в Богородице-Рождественском соборе устроили конюшню. Чуть позже, когда на территории Санаксарского монастыря обосновалась школа механизаторов, лошадей в соборном храме сменили трактора. Первая реставрация в поруганной обители датируется 1970-ми годами. Но подлинное возрождение славного монастыря началось лишь в 1991 году — после того как его вернули Церкви.