035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 4

035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 4

ХРОНОЛОГИЯ

1659 По приглашению темниковского дворянина Луки Евсюкова в место близ озера Санаксар приходит из Старо-Кадомского Троицкого монастыря старец Феодосий.

1669 Патриарх Иоасаф II благословляет

основание Санаксарской Сретенской пустыни.

1753 Оскудевшую Санаксарскую пустынь приписывают к значительно укрепившейся Саровской пустыни.

1759 В Санаксаре появляется преподобный Феодор (Ушаков) с несколькими учениками.

176'| В ходе секуляризационной реформы Санаксарскую пустынь оставляют в числе действующих обителей.

1765 Императрица Екатерина II повелевает Санаксарской пустыни именоваться монастырем. Преподобный Феодор закладывает каменный соборный храм.

1774 Преподобного Феодора простым монахом отправляют в ссылку в Соловецкий монастырь.

1783 Возвращение преподобного Феодора в Санаксар.

1791 Кончина преподобного Феодора.

1810 Неподалеку от обители поселяется

вышедший в отставку адмирал Федор Ушаков.

1817 Похороны адмирала Ушакова в Сана-ксарском монастыре.

1918 Волнения в обители: братия смещает настоятеля Санаксарского монастыря игумена Александра (Уродова).

1929 Окончательное закрытие монастыря.

1991 Санаксарский монастырь возвращен Церкви. 26 мая, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава совершает в обители первую после десятилетий запустения Божественную литургию.

1999 Обретение честных мощей преподобного Феодора Санаксарского.

2004 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принимает решение об общецерковном почитании преподобного Феодора Санаксарского и святого праведного воина Феодора Ушакова.

Обустройство, судя по всему, шло не слишком быстро, потому что лишь спустя десять лет местные жители отправили Святейшему Патриарху Иоа-сафу II прошение о возведении «церкви во имя Пречистыя Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирской» и заведении монашеской жизни. Патриаршее благословение было получено, так возникла Санаксарская Сретенская пустынь. Ее первоначаль-ник, игумен Феодосий, положил немало сил на то, чтобы обитель расцвела. Он обращался за помощью к самодержцу и Патриарху. Известно, что в 1677 году игумен бил челом юному царю Федору

«Портрет царя Федора Алексеевича» (1685), выполненный мастером Оружейной палаты Богданом Салтановым (некоторые искусствоведы считают этот портрет работой другого живописца Оружейной палаты — Ивана Безмина).

Алексеевичу с просьбой передать монастырю перевоз через Мокшу, а также близлежащие покосы, на что получил положительный ответ. Усердие отца Феодосия было оценено в Москве, и в 1681 году его отправили в Сибирь с миссионерскими поручениями — в частности, для устройства нового монастыря в Иркутском наместничестве.

Немалую роль сыграл тогдашний Санаксар в появлении Саровской пустыни. Ее первоначальник, иеросхимо-нах Иоанн, будучи еще монахом Исаа-кием, подвизался именно в Санаксарской пустыни. На Саровской горе он обосновался в 1692 году, выкопав себе там пещеру. А спустя 14 лет Петр I разрешил основать в Сарове монастырь, которому суждено было дать начало нескольким важнейшим сюжетам русской церковной истории.

Казалось, что тем самым Санаксар выполнил свою историческую миссию — к середине XVIII века он настолько оскудел, что его приписали к Саровской пустыни. О многом говорит тот факт, что присланный в 1752 году из суздальского Спасо-Евфимиева монастыря в Санаксарскую обитель строителем иеромонах Порфирий уже через год запросился обратно. Деревянная церковь ветшала, кельи приходили

Саровский монастырь на рубеже XIX-XX веков.