035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 3

035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 3

«ЗНШИШИИ ИЗ Ю Б Ш 8ТРШ...»

Санаксарский монастырь стоит на возвышенности, поднимающейся над поймой реки Мокши, в окружении сосновых лесов и водных заводей. Это место словно специально устроено Господом для монашеских трудов, молитв и размышлений.

еанаксарский Богородицкий мужеский заштатный монастырь, — отмечал анонимный автор в «Историческом описании Сеноксарского монастыря», изданном в 1802 году,— находится в Тамбовской губернии и епархии, в Темниковском уезде, расстоянием от города Темникова в трех верстах, по дороге, пролегающей из оного города чрез Касимов в Москву, на левом берегу реки Мокши, и есть знатнейший в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежитийной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению...»

Торжественный пафос этих слов легко объясним — к началу XIX века Сана-ксарская обитель вошла в пору своего расцвета. Только что завершилось каменное строительство, и она приняла облик, сохранившийся в общих чертах доныне. Монастырь был многолюден,

хватало и благотворителей, причем некоторые из них, местом жительства петербуржцы, носили довольно громкие титулы и фамилии. И уже трудно было представить, что всего за полвека до этого обитель находилась на грани упразднения.

Между тем на протяжении первого столетия своего существования Сана-ксарской пустыни выпало играть довольно важную роль в истории русского монашества. Ее основание относится к середине XVII века, к эпохе царствования Алексея Михайловича. Жил тогда в городе Темникове бого-любивый писец и служилый дворянин Лука Евсюков, «должность которого, — цитируем уже упомянутое «Историческое описание», — была таковая: летом служил на коне с саблею, а зимой

писал в приказной избе». Он владел землею у излучины реки Мокши, близ озера Санаксар. На местном наречии название озера означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности» (отметим, что в XIX веке его происхождение было принято вести от местных обильных сенокосов: сено-косарь). Однажды появилась у Луки Евсюкова мысль устроить на этом месте обитель. Лука пригласил из оскудевшего Старо-Кадомского Троицкого монастыря старца Феодосия, известного своей высокой духовной жизнью. Тот, «пленившись красотой места», решил остаться здесь навсегда — вместе с несколькими учениками. Случилось это в 1659 году. Иноки поставили часовню и принялись понемногу обустраиваться.

Санаксарский монастырь в окружении речных вод. Весна, разлив.