039. Вознесенский Печерский монастырь, страница 27

039. Вознесенский Печерский монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ И МИР

Зиму Саврасовы провели в Ярославле, на съемной квартире. В феврале семейная жизнь омрачилась трагедией: умерла новорожденная дочь. Это была уже четвертая детская смерть, которую пришлось пережить художнику. Ранней весной он, находясь в подавленном состоянии духа, приехал «на пленэр» в село Молвитиново (ныне — село Су-санино Костромской области). Здесь родился шедевр «Грачи прилетели».

Вскоре после «Грачей», на том же творческом подъеме, Саврасов создает картину «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». Надо отметить, однако, что подготовительную работу над ней он начал еще летом 1870 года (этим временем датируется натурный этюд к картине). К концу года картина была завершена и приобретена П.М. Третьяковым, но в продолжение 1871 года пейзаж дорабатывался мастером. Одновременно с доработкой прежней картины появился и новый вариант «Печерского монастыря под Нижним Новгородом». Он несколько отличается с точки зрения композиции и того настроения, который стремится передать автор. Если в первом, наиболее известном, варианте «Печерского монастыря»

Слева: «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871) — одна из лучших «волжских» работ А. К. Саврасова.

Слева внизу: На этой старой фотографии Вознесенский Печерский монастырь снят почти с «саврасовской» точки.

мы сталкиваемся со статичным, почти квадратным форматом, с полуденным освещением, с атмосферой жаркого дня, когда воздух над «большой водой» кажется от испарений как бы «размытым», «мглистым» (легкой дымкой занавешен и сам монастырь), то второй вариант

«Портрет А. К. Саврасова» кисти В. Г. Перова

картины представляет Печерскую обитель на фоне грозового неба, ярко высвеченную последними лучами солнца, которое вот-вот будет закрыто тучей. Изменяется и формат картины — теперь он горизонтальный, «протяжный». Волга занимает на втором полотне гораздо больше места, а деревянные обывательские строения, стесненные внизу, — наоборот, гораздо меньше.

Но и в первом варианте картины, и во втором Саврасов уделяет большое

внимание архитектуре монастыря. Всмотритесь: сколь легко узнаются знакомые по фотографиям силуэты. Пятиглавый Вознесенский собор, колокольня, Евфимиевская церковь, даже архимандричьи палаты — все это ясно видит перед собой зритель. Чуть ближе к переднему плану написана арка проездных ворот. До 1890 года они были именно такими — арочными, под двускатной кровлей.

К сожалению, нижегородский период в творчестве А. К. Саврасова представлен в наши дни не так полно, как того хотелось бы. Наследие мастера разрозненно, работы находятся в самых разных музеях и частных собраниях, а иные пропали бесследно. Например, неизвестно местонахождение картины «Вид Нижнего Новгорода», представленной на III Передвижной выставке. О ней мы можем судить лишь по описанию, которое приведено в статье о III выставке: «Вид Нижнего Новгорода, картина, поражающая наш взгляд необъятным пространством... Через старые Кремлевские стены, идущие кривою линией по горе, и через массы домов, крыш, высящихся колоколен и церквей с блестящими от солнца золочеными главами, вы видите синеющие виды Оки и Волги, покрытые дымящими пароходами и множеством других судов. Дальше пестреют ярмарочные строения, синеет безграничная даль, выказывая местами то темную полосу леса, то сверкнувшее озеро, залив, то, как светлый столбик, сельскую колокольню».

ими

Как временем создания (1871 год), так и темой (Волга) с «Печерским монастырем под Нижним Новгородом» связана саврасовская картина «Разлив Волги под Ярославлем». Широкий, могучий простор реки, вышедшей из берегов, зеленоватая вода, освобождающаяся от ледяных оков, небо — живое, как всегда у Саврасова (а по небу летят, возвращаясь из дальних краев, гуси). На фоне этого простора как-то теря

ется жанровая тема, мастерски включенная художником в пейзаж. Но вглядитесь: вдалеке, там, где виднеется церковь древней архитектуры, пожар. Горит село, отрезанное от «большой земли» разлившейся Волгой. А на переднем плане слева — лодка. Гребцы направляют ее к пылающему «острову», идут на помощь. Внимание невольно приковывает к себе пассажирка — женщина в платке, лица которой и, следовательно, возраста не разобрать. Она держит, прижав к груди, икону в золоченом окладе.

Можно предположить, что икона эта особенно почитается в данной местности, и именно поэтому ее везут «на пожар».

«Разлив Волги под Ярославлем» был написан Саврасовым за один день. Об этом свидетельствует надпись, сделанная на борту лодки: «15 апреля 1871 года».

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Вознесенский печерский монастырь сайт

Близкие к этой страницы