042. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, страница 5

042. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

ри (в августе) ударил мороз. Урожай погиб. Люди умирали голодной смертью, отмечались случаи людоедства. На следующий год легче не стало, поскольку крестьяне засеяли поля иззябшим зерном («оным же позябшим хлебом сеяху»). Борис Годунов, избранный на царство после кончины Федора Иоан-новича, не смог одолеть голода, как ни старался. Он открывал царские амбары, продавал хлеб по низкой цене, организовывал казенные работы в Кремле. Но по стране упорно ползли слухи, что-де голод — наказание Божие за убийство в Угличе малолетнего царевича Дмитрия. С ними переплетались слухи, что царевич Дмитрий жив... Любопытно, что темная история с царевичем Дмитрием оказалась косвенно связана с Боровским монастырем. В 1591 году (по другим сведениям — годом позже) в обители принял постриг Андрей Клешнин — человек, близкий к Борису Годунову. Именно Клешнин был назначен расследовать странную кончину Димитрия, к которой, как поговаривали, сам и приложил руку. В 1598 году (или в 1599-м — здесь летописи опять расходятся) он умер схимником с именем Левкей, сохраняя обет молчания.

В Смутное время Свято-Пафнутьев Боровский монастырь сильно пострадал. В 1610 году он был захвачен людьми Лжедмитрия II, который шел на Москву, — они устроили страшную резню, число погибших (а в монастырских стенах в те трагические дни затворилось как воины воеводы Михаила Волконского, так и окрестные жители) тогда исчислялось тысячами.

После польского разорения обитель представляла собой плачевное зрелище. Лишь благодаря обильным пожертвованиям первых царей из рода Романовых, которые как бы соревновались с Рюриковичами в щедрости, монастырь вернул себе былую красоту. В нем было продолжено каменное строительство. К концу XVII века здесь уже существовали практически все из имеющихся ныне построек — кроме Митрофаниевской церкви.

Царские милости и материальная поддержка не давались даром. Боровская обитель, подобно другим «благонадежным» монастырям, стала тюрьмой для смутьянов. Так, в 1660-е годы здесь дважды бывал заключен протопоп Ав-

В Боровском монастыре. Справа — алтарная стена Ильинской церкви, построенной, согласно преданию, на братской могиле тех, кто погиб в 1610 году при взятии обители войсками самозванца Лжедмитрия II.

Икона Божией Матери Одигитрия, написанная гениальным Дионисием. Дионисий работал и в Боровском монастыре — он выполнил росписи первого каменного соборного храма.

вакум. Второе его боровское «сидение» предписывалось царским указом обставить очень строго: «Посадить в тюрьму и... беречь накрепко, чтоб он с тюрьмы не ушел и дурна никакова б над собою не учинил, и чернил и бумаги ему не давать и никого к нему пускать не велеть, а корму давать, как и прочим колодникам». Необходимо отметить: в том, что касается старообрядчества, Пафнутьев монастырь не был столь уж благонадежен. Некоторые из братии монастыря роптали на Никонову реформу, а епископ Коломенский и Каширский Павел (бывший игумен Боровский) за свою приверженность к «старой вере» был казнен. К мятежному Аввакуму боров-ские иноки относились с симпатией, а некоторые — даже с благоговением.