042. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, страница 7

042. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, страница 7

ИСТОРИЯ

Справа: Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим и архиепископ (ныне митрополит) Калужский и Боровский Климент на святом источнике преподобного Пафнутия.

Первые годы возрождения монастыря.

Внизу справа: В наши дни в Пафнутьевой обители уже ничто не напоминает о советской разрухе.

точенную молитву. С особенной торжественностью в обители происходило празднование дня памяти преподобного Пафнутия — 1 мая по старому стилю. С 1828 года в этот день был установлен крестный ход в монастырь из Боровска и близлежащих селений.

Нарушили привычный уклад монастырской жизни «революционные вихри». Уже с 1918 года в «национализированную» обитель зачастили различные комиссии по выявлению памятников архитектуры, церковного и декоративно-прикладного искусства, а 3 января 1919 года монастырь поставили на учет как исторический памятник. Планировалось создать здесь музей — «наподобие Троице-Сергиевой Лавры». На охрану боровских древностей встали музейные работники. Но даже их участие не спасло Пафнутьев монастырь от форменного грабежа, учиненного Комиссией по изъятию ценностей в Фонд помощи голодающим. Весной 1922 года агенты Комиссии вывезли из обители все, что могли увезти. Их действия возмутили музейщиков, они обвинили Комиссию в «целом ряде ужасающих вандализмов» и даже подали на агентов в суд. Но слушать музей никто, конечно, не пожелал. Более того, с конца 1920-х годов началось его вытеснение из монастыря, для чего бок о бок с ним разместили индустриально-ремесленную школу (и если музей делал все возможное для сохранения Боровского монастыря, то вышеупомянутая школа могла его только скорейшим образом разрушить).

В 1930-е годы монастырь оказался в безраздельном пользовании тех, кому не было дела ни до его святынь, ни до его памятников. Техникум аэрофотосъемки и картографии, школа комбайнеров, сельскохозяйственный техникум — все эти, несомненно, полезные организации эксплуатировали монастырские здания просто варвар

ски. Фашистская оккупация не отразилась в той мере на архитектурном ансамбле обители, в какой отразилось на ней долговременное «хозяйствование» советских учебных заведений. Только в 1960-е годы, после обрушения центрального барабана соборного храма,

власти приступили к неторопливой реставрации Пафнутьевой обители.

В 1990 году Калужский облисполком принял решение о передаче монастыря Церкви. В 1991 году в нем появились первые насельники и возобновились богослужения.