042. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, страница 10

042. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, страница 10

подвижники

Слева — преподобный Никита Серпуховской. Фрагмент росписи крипты костромского Богоявленского Анастасиина монастыря, основанного этим святым в 1426 году.

Образ преподобного Пафнутия немало интересовал художника Михаила Нестерова, в 1890 году выполнившего набросок карандашом и акварелью под названием «Святой Пафнутий Боровский».

постриженником святого, рассказывает о том, что ставший к тому времени боровским князем Василий Ярославич сильно гневался на преподобного, покинувшего пределы его города и косвенным образом вызвавшего оскудение братии Высоко-Покровского монастыря (многие уходили оттуда в Пафнутьев монастырь), и даже подсылал лихих людей, чтобы они сожгли новую обитель, но дурные замыслы всякий раз срывались. Позже князь Василий попал в татарский плен. Узнав же по освобождении, что преподобный Пафнутий молился о его разрешении от уз, просил прощения у святого и превратился в усердного его почитателя.

Преподобный Пафнутий был суровым игуменом. Но суровость эта проявлялась прежде всего в отношении самого себя. Он работал на самых тяжелых работах, жил в бедной келье, носил самую худую одежду. Был строгим постником: по понедельникам и пятницам не ел вовсе, а по средам разрешал себе лишь сухоядение. Неусыпно следил он за соблюдением устава — прежде всего, церковного правила; к службе всегда

приходил первым. Прозорливость старца внушала ученикам благоговейный трепет, с почтением относились к нему и миряне. Прославился он и многими чудотворениями — о некоторых из них мы расскажем в разделе «Чудеса».

Преподобный был нищелюбив и всегда помогал страждущим. Когда в округе разразился голод, он взял на монастырское содержание до двух тысяч человек, чем совершенно истощил монастырские запасы и вызвал ропот братии. Но на следующий год случился такой урожай, что потраченное вернулось сторицей. Принимал преподобный Пафнутий всех (не допуская в обитель лишь женщин) и многих дарил нравоучительной беседой. Звания светского он не разбирал — если сильные мира сего были достойны осуждения, то он говорил им в лицо все, что думал. По свидетельству знаменитого ученика Боровского игумена, преподобного Иосифа Волоцкого, его учитель бывал милостив и снисходителен, но иногда, напротив, гневался и бранился. Так, князь Дмитровский Георгий Васильевич рассказывал близким, что, когда шел на исповедь к старцу, у него подгибались колени.

В 1467 году, еще при жизни пер-воначальника Боровского монастыря, была предпринята постройка белокаменного Богородице-Рождественско-

Внизу: Фрагмент росписи собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьева монастыря. Слева — преподобный Пафнутий избирает преемника. Справа — погребение преподобного Пафнутия.