042. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, страница 8В образе преподобного Пафнутия Боровского соединяется как будто несоединимое—суровость и доброта, любовь к устроению монастыря и непрестанная забота о небесном, какая-то «земная» рачительность и чудотворения. По сути, он стоит у истоков разделения русского подвижничества на две ветви —условно говоря, на иосифлянство и нестяжательство. Но в нем самом еще не было никакого разделения; оба взгляда на монашеское призвание являют в святом гармоничное единство. Приблизительно в 1394 году в родовом селе Кудинове, что неподалеку от Боровска, родился мальчик, окрещенный Парфением. Его дедом был татарский баскак. Во второй половине XIV века, в пору русского национального подъема, апофеозом которого явилась победа русского воинства в Куликовской битве, институт баскачества приходил в негодность. Многие баскаки покидали русские земли — те же, кто оставался, принимали христианство. Таким был и дед преподобного, в крещении получивший имя Мартин. Его сын Иоанн по достижении совершеннолетия женился на девице Фотинии. В их семье и появился на свет будущий великий подвижник. В детстве он был тихим и скромным ребенком, с ранних лет полюбил уединение и молитву. Еще отроком Парфе-ний поступил в боровский Высокий монастырь Покрова Божией Матери, игуменом которого тогда был Маркел. В двадцатилетнем возрасте он постригся в монахи с именем Пафнутий. Около этого времени в Высоко-Покровскую обитель духовником был определен преподобный Никита, ученик преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Никита до того настоятель-ствовал в серпуховском Высоцком монастыре, но с годами ослаб глазами и перебрался в Боровск. Игумен Маркел определил Пафнутия к нему в ученики — таким образом, через преподобного Никиту Серпуховского к преподобному Пафнутию протянулась от «игумена земли Русской» особая ду- Икона преподобного Пафнутия Боровского. ТГ9ПЛГН9НТропарь преподобному Пафнутию Боровскому, глас 4 Жития свётлостию просветив твое отечество, в молитвах и постёх дарований Божёственнаго Духа исполнился еси, и во врёменней сей жизни добре подвизався, милости благоутробия всём скорбящим от-вёрзл есй и нищим был еси заступник. Тем молим тя, отче Пафнутие, моли Христа Бога, да спасёт души наша. |