042. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, страница 6ИСТОРИЯ К XVIII веку монастырь владел обширными угодьями и вотчинами. Одних только крестьян по состоянию на 1744 год к нему было приписано до 11 тысяч. Основу благополучия обители составляли земледелие и рыбная ловля. Рыбные ловли монастыря находились на реках Оке, Истре, Наре, Протве, ШМРТШПротопоп Аввакум в Пафнутьевом монастыре Свезли меня паки в монастырь Пафнутьев и там, заперши в темную полатку, скована держали год без мала... У сего келаря Нико-дима попросился я на Велик день для празника отдохнуть, чтоб велел, дверей отворяя, на пороге посидеть; и он, меня наругав, и отказал жестоко, как ему захотелось; и потом, в келию пришед, разболелся: маслом соборовали и причащали, и тогда-сегда дохнет. То было в понеделник светлой. И в нощи против вторника прииде к нему муж во образе моем, с кадилом, в ризах светлых, и покадил ево и, за руку взяв, воздвигнул, и бысть здрав. И притече ко мне с келейником ночью в темницу, — идучи говорит: «Блаженна обитель, — та-ковыя имеет темницы! Блаженна темница, — таковых в себе имеет страдалцов! Блаженны и юзы!» И пал предо мною, ухватился за чеп, говорит: «Прости, Господа ради, прости! Согрешил перед Богом и пред тобою; оскорбил тебя, и за сие наказал мя Бог». И я говорю: «Как наказал? Повежд ми». И он паки: «А ты-де сам, приходя и покадя, меня пожаловал и поднял, — что-де запираесся!» А келейник, тут же стоя, говорит: «Я, батюшко-государь, тебя под руку вывел ис кельи, да и поклонился тебе, ты и пошел сюды». И я ему заказал, чтоб людям не сказывал о тайне сей... Он же, поклоняся, отъиде к себе и наутро за трапезою всей братье сказал. Людие же без-страшно и деръзновенно ко мне побрели, просяще благословения и молитвы от меня; а я их учю от Писания и ползую словом Божи-им; в те времена и врази кои были, и те примирилися тут. Житие протопопа Аввакума Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Фотография начала XX века. а также на озере Селигер. Уловы были столь велики, что лишь небольшая часть их шла на стол братии, остальное поставлялось на продажу. Впрочем, уже в петровское время государство стало все чаще заглядывать в «монастырский карман». Постепенно приготовлялась реформа 1764 года. Вызванные этой подготовкой переделы земли и повышение оброчно-барщинной нагрузки на монастырских крестьян вызывало недовольство населения. К 1760-м годам участились случаи побегов и неповиновения поселян. Характерный документ, датируемый 6 октября 1763 года (то есть буквально кануном реформы) и представляющий собой жалобу монастырского начальства в Московскую губернскую канцелярию, сообщает, что «определенного Пафнутьева монастыря вотчин Московского уезда сельца Горешкова да сельца Ивановского с деревнею Петровскою старосты и все крестьяне противятся именным Ея Императорского Величества высочайшим указам, находятся поныне в своеволь-ствии к монастырю в крайних против-ностях и непослушаниях. Казенную монастырскую рожь в прошедшем 1762 году, убрав с поля, разграбили по себе. Тако ж и на имевшихся при оных вотчинах казенных монастырских сенных покосах сена покосили и повозили в домы свои...» Секуляризация церковных владений, проведенная Екатериной II, пошатнула благополучие монастыря, вошедшего, между тем, в число первоклассных обителей. У него отобрали земли, сильно ограничили число братии (теперь их могло быть тридцать с небольшим человек, а ведь еще при жизни преподобного Пафнутия число подвизавшихся здесь иноков немногим не доходило до ста). Однако ж монастырь выжил и на скудном штатном содержании. Подлинным несчастьем для него стал не 1764-й, а 1812 год, когда пришедшие в Боровск французы нанесли страшный урон его постройкам. В XIX — начале XX вв. Пафнутьева обитель была излюбленным местом паломничества для жителей окрестных уездов. Тихий, опрятный и ухоженный, этот древний монастырь притягивал людей своими святынями, собиравшимися веками, своим размеренным укладом, настраивавшим на сосредо- Так монастырь выглядел в советские годы. |