042. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, страница 12шшш тчшнд Архитектурный ансамбль Пафнутьево-Боровского монастыря складывался веками. Нынешний облик обитель в общих чертах приобрела во второй половине XVIII века, хотя два ее главных храма и внушительная каменная ограда с башнями были построены гораздо раньше. ссжор к месть. рожд£ст&3 прес&ятон богородицыВскоре после основания Пафнутьевой обители, которое датируется 1444 годом, в ней появился деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Освятили церковь в 1448 году, но простояла она менее двадцати лет. Богатые вклады в монастырь, быстро выдвинувшийся в число самых известных русских обителей, позволили еще при жизни преподобного Пафнутия приступить к возведению белокаменного соборного храма — на месте первоначальной деревянной церкви. Святой Боровский игумен принимал в строительстве живейшее участие — в частности, именно его стараниями в монастыре появились иконники старец московского Симонова монастыря Митрофан и совсем молодой тогда Дионисий. По сути, роспись каменного собора в Пафнутьевой обители стала первой известной работой Дионисия — с нее и началась его слава. В 1467 году собор был освящен, однако и на его до- Вверху слева-. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева монастыря. Вверху справа: В Богородице-Рождественском соборе. лю выпала не слишком продолжительная жизнь — чуть более века. В 1584—86 годах первый каменный храм Боровского монастыря разобрали — причины этого не вполне ясны. Во всяком случае, известно, что новый каменный соборный храм возводился по повелению царя Федора Иоаннови-ча, сына Ивана Грозного, и на его средства. В память об этом в нем устроили два придела: великомученика Феодора Стратилата в южной части алтаря и великомученицы Ирины у северной стены (женой Федора Иоанновича была царица Ирина, сестра Бориса Годунова). В 1589 году новый собор был освящен. В 1592 и 1596 годах богомольный царь Федор, на котором пресеклась московская линия Рюриковичей, приезжал в Боровский монастырь — новым храмом он остался весьма доволен. Любопытно, что белокаменные бруски с фресками Митрофана и Дионисия (которым «дивились» современники) после разборки прежнего храма были использованы при устройстве фундамента и возведении стен нового собора. Реставраторы, начавшие работу в монастыре в 1962 году, эти блоки обнаружили — к великой радости отечественных искусствоведов. На протяжении XVII—XIX веков Богородице-Рождественский собор частично переделывался и поновлялся. В середине XVII века его с трех сторон обнесли папертью, тогда же с южной стороны пристроили церковь Михаила Архангела. Чуть позже были растесаны окна — с изменением самой их формы. В конце XVIII столетия паперть разо |