042. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, страница 15

042. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, страница 15

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

жены фресковая живопись в самом храме, интерьер трапезной и Онуфрие-ва церковь; впоследствии этот престол не возобновлялся.

С севера и с юга к трапезной примыкали две паперти, построенные в 1530-х годах, — северная позже вошла в объем монастырской колокольни, южная же существует и поныне. Обе паперти были расписаны в XVI веке, фрески эти были поновлены в 1782 году, понесли большой урон при нашествии французов, но, тем не менее, частично сохранились. К слову, в подклете северной паперти находилась палатка, в которой около восьми месяцев провел в заточении в 1666—67 годах опальный протопоп Аввакум.

В 1690 году над северной папертью трапезной Рождественского храма выросла пятиярусная красавица-колокольня. Во вкладной книге монастыря это событие зафиксировано в следующих строках: «В обители чудотворца Пафнутия строена каменная колокольня из монастырскаго кирпича и извести, а каменьщики строили наемные, а наем платил болярин князь Константин Осипович Щербатов своими деньгами, — да на ту колокольню купил он железа 1029 пудов, — да железный золоченый крест. Всего дал своих денег 692 руб. 13 алтын и 2 деньги». Высказал благотворитель и особое пожелание «верх построить против образца Пет-ровскаго монастыря, что на Москве, колокольни» (имеется в виду Высоко-Петровский монастырь). В большой мере пожелание это было выполнено — правда, мастера не захотели в точности копировать московскую колокольню и, проявив изобретательность, развернули верхний двухъярусный восьмерик так, что его ребра стали как бы «резать» плоскости нижнего четверика — в архитектурном плане новая колокольня оказалась, таким образом, интереснее своего прототипа.

Вверху: Изразцы Степана Полубеса. Нижний изразцовый ряд колокольни.

Справа: «Неопалимая Купина», одна из фресок паперти Рождественской церкви.

Колокольня выстроена в стиле так называемого нарышкинского (или московского) барокко, который как раз в конце XVII века утверждался в русском зодчестве и как бы перекидывал мостик от древнерусского зодчества к новой светской архитектуре. Тем самым она ярко контрастирует с остальными элементами комплекса Рождественской церкви, отличаясь от

Древний часовой механизм монастырской колокольни ныне экспонируется в московском музее «Коломенское».

них особой нарядностью и изяществом, граничащими со своеобразной «витиеватостью». Эту нарядность еще более усиливают несколько рядов цветных изразцов, выполненных знаменитым мастером XVII столетия Степаном Ивановым, прозванным Полубесом.

В 1775 году верхушку колокольни переделали, устроив свод и фонарь по образцу тех, что были на Митрофани-евской церкви, появившейся в монастыре пятнадцатью годами ранее. Высота колокольни достигла после этого 55 метров.

В ее третьем ярусе были помещены «боевые» часы с четырьмя колоколами. Размеры часового механизма достигали 1,5 х 1,5x2 м. Впрочем, уже в 1763 году, согласно тогдашней описи, он был неисправен. Ныне этот часовой механизм находится в московском музее «Коломенское», но монастырские часы, снабженные электроникой, вновь действуют — циферблат с римскими цифрами остался прежним.

В музее «Коломенское» посетители могут увидеть и единственный сохранившийся колокол звонницы Пафнутьева монастыря. На нем отлита надпись, сообщающая: «В лето 6996 (то есть это 1487 год) октября 10 сделан бысть сей колокол к Рожеству святыя Богородица ф Пафнотиев монастырь... А делал Федько Пушечник». «Историческое описание Боровского Пафнутьева монастыря», изданное в 1859 году, указывает на наличие девяти колоколов, самый большой из которых весил более 315 пудов. К 1917 году их было уже пятнадцать. Все они, за исключением того, который изготовил «Федько Пушечник», исчезли в вихре богоборческой эпохи.

В 1996 году на колокольню Пафнуть-ево-Боровской обители были подняты 16 новых колоколов.