045. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, страница 10

045. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, страница 10

подвижники

Белой Руси. Для Спасского монастыря был изготовлен великолепной работы Крест-ковчег, вместивший присланные по просьбе святой из Византии частицу Креста Господня и мощи многих святых. Главной святыней мужского Богородицкого монастыря стала чудотворная Эфесская икона Божией Матери, написанная при жизни Богородицы святым апостолом и евангелистом Лукой.

Влияние святой Евфросинии распространялось и на политическую жизнь Полоцкого княжества, переживавшего во второй половине XII века нелегкую пору междоусобиц и находившегося на грани распада. Не раз ее вмешательство способствовало уми-рению княжеских распрей, что запечатлено в церковном певческом цикле о преподобной Евфросинии Полоцкой:

Выходящее в храм слуховое оконце в келье преподобной Евфросинии.

Современный вид Спасо-Преображенской церкви.

«Князем сродником друг на друга дерзающе подъяти меч возбраняла еси, яко оружие обоюдоостро словесем Божи-им устрашающем». Преподобная, обладая «даром от Бога» — благодатным словом, — рассылала князьям грамоты с увещаниями, скрепленные свинцовыми печатями, которые уже в наше время были найдены археологами в Рю-риковом Городище под Великим Новгородом. На лицевой стороне печатей изображена небесная покровительница святой игумении и надписано по кругу: «Господи, помози рабе своей Евфроси-ни нарицаемой», на оборотной стороне — сцена Преображения Господня. По мнению историков, существование таких печатей свидетельствует о том, что «она хотела, чтобы все жили как единая душа».

В 1173 году преподобная Евфросиния решила отправиться в Святую Землю. Иноки и все горожане с плачем провожали подвижницу — их покидал человек, своими молитвами, делами и примером вносивший в их жизнь единство и цельность. Но такова была воля Божия, и преподобная Евфросиния в сопровождении своего брата Давида и двоюродной сестры Ев-праксии оставила Полоцк. Житие как о чуде сообщает, что святую, никогда не покидавшую пределов Полоцкого княжества, с почетом принимали в тех местах, через которые пролегал путь паломников. В Византии они встретили императора Мануила Комнина, идущего в поход на венгров, который «с великой честью послал преподобную в Царьград».

В Константинополе, «войдя в великую церковь Святой Софии, преподобная, помолившись и поклонившись всем святым Божиим церквям, получила благословение от Патриарха, купила многоразличные фимиамы и золотую кадильницу и пошла в Иерусалим». Испросив благословения у Патриарха Иерусалимского, святая поставила ко Гробу Господню приобретенную в Царьграде золотую кадильницу — первый дар русских женщин великой святыне.

В Иерусалиме великая подвижница почувствовала приближение кончины и, молясь у Гроба Господня, просила Бога даровать ее здесь, в Святом граде. Двадцать четыре дня провела преподобная Евфросиния на одре болезни,

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Полоцкая Евфросиния в келье

Близкие к этой страницы