045. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, страница 12

045. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, страница 12

жизнь 1ж ТРУД mm

Умереть для себя, чтобы ожить для Бога и ближнего, — принцип монашеской жизни игумении Нины. Таинственный брак с Небесным Женихом она предпочла сокровищам мира, чтобы приступить ко граду живого Бога, Иерусалиму небесному, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на Небесах.

Игумения Нина родилась в конце 70-х годов XIX века в Москве в семье известного ученого и врача-гомеопата Карла Карловича Бояну-са и в крещении была наречена Верой. Семья жила дружно, шестеро детей воспитывались строго и просто. В середине 1880-х годов Боянусы переехали из Москвы в самарское имение Ключи, где Карл Карлович предполагал заняться наукой и сельским хозяйством. Вера Карловна получила прекрасное домашнее образование, сдала экзамены на

звание домашней учительницы, а затем поступила вольнослушательницей на философский факультет Лондонского университета.

Очень рано под влиянием своего духовного руководителя, архимандрита Серафима (Мещерякова), Вера решила посвятить свою жизнь Богу. Поначалу она участвовала в деятельности миссионерских обществ, организовывала цер-ковно-приходские школы, а в 1898 году, после смерти отца, поступила в Виров-ский Спаса Всемилостивого монастырь.

Слева направо: Любовь Боянус, Вера Боянус, Екатерина Давыдова. Москва, 1880-е годы.

Всего через год архимандрит Евлогий (Георгиевский) постриг двадцатитрехлетнюю послушницу в монашество с именем Нина — «за пламенную религиозную настроенность и самоотверженное служение бедным и больным».

Но ревностные труды подорвали здоровье монахини Нины, и она перевелась в Рижский Свято-Троице-Сер-гиев монастырь, более соответствовавший ее силам и духовным запросам. В 1904 году резолюцией епископа Полоцкого Серафима монахиню Нину перевели в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, назначив ее каз-начеей. Епископ Серафим наделся, что монахиня Нина своим благочестием и образованностью повысит уровень духовной жизни в обители, отошедшей в то время от общежительного устава, и со временем возглавит ее. Поначалу матушка стала начальницей монастырского училища.

Монахиня Нина повела дело энергично. Училище получило статус епархиального, переехало в новое здание. Воспитанницы изучали иностранные языки и изящные искусства, основы сельского хозяйства и домоводство. В 1912 году в отчете о ревизии училища говорилось: «Монахиня Нина относится к детям с любовью и оказывает на них сильное нравственное влияние. Широкое образование и глубокое религиозное настроение начальницы училища держат ее авторитет на должной высоте. Дети благоговейно стоят в церкви и вообще обнаруживают усердие к молитве. Воспитанницы, в общем, послушны и скромны». За свою деятельность монахиня Нина получила ряд церковных наград и в 1914 году была возведена в сан игумении. «Значит, за новый талант должна буду отдать Богу