045. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, страница 15

045. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, страница 15

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Вверху: Фрески в келье преподобной Евфросинии.

Справа: Сретение Господне. Дальняя справа: Неизвестная святая.

образие архитектуры и интерьера Спасской церкви не имеет аналогов в художественном наследии православного мира, поэтому, вероятнее всего, оно было определено самой преподобной Евфросинией. Совершенное владение строительным искусством позволило полоцким зодчим создать целостную композицию, в которой архитектурными средствами выражены главные догматы христианской веры. Храм, крестовокупольный в плане, оставляет впечатление легкости и словно парит над землей, как взлетающий горе человеческий дух. В древности фасад храма украшали три яруса закомар и кокошников, устремленных к высокому барабану с удлиненными световыми окнами и шлемовидным куполом. Верхний кокошник своим острием направлял взгляд к блистающему золотом и увенчанному крестом куполу, словно напоминая о течении всего ми

роздания к единому в Троице Богу. Под куполом ясно просматривается крест, осененный высоко вознесенной главой. Крест можно увидеть и в других архитектурных элементах полоцкого храма — в очертаниях центрального объема его интерьера, в форме верхних окон и в планах двух приделов на хорах. Церковь задумывалась и как усыпальница, о чем говорит наличие погребальных ниш в различных местах.

В массивной западной стене храма был устроен лестничный ход на хоры. В угловых ячейках на хорах расположены две маленькие капеллы, которые в миниатюре представляют собой крошечные крестовокупольные храмы, перекрытые, в одном случае, цилиндрическим сводом (северо-западная капелла), а в другом — небольшим куполом (юго-западная капелла). В юго-за-падной капелле находится небольшая