045. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, страница 16ПУТЕВОДИТЕЛЬ келья, где святая Евфросиния жила в последние годы пребывания в монастыре. В XIX веке в результате перестройки Спасской церкви по проекту архитектора А. Порта были удалены ярусы кокошников, но оригинальная структура фундамента, стен, а также внутренний архитектурный облик полностью сохранились. Внутреннее пространство церкви от пола до самого купола украшено фресковой живописью, о которой известный художник и искусствовед Игорь Грабарь в 1929 году сказал: «Материал огромнейшей важности и абсолютно неведомый и невиданный». До наших дней на территории Восточной Европы сохранился лишь один подобный памятник — Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове. Масштабное исследование и раскрытие фресок из-под позднейших наслоений и живописи XIX века началось недавно. Из 600 квадратных метров живописи уже раскрыта значительная часть, дающая представление о гениальном творении древнерусских изографов. Хотя в целом, конечно, роспись Спасской церкви строго канонична и подчиняется общим тенденциям древнерусской и византийской живописи XII века, она вместе с тем совершенно уникальна, подобного ей мы не находим ни в Византии, ни на Руси. Вот только некоторые ее особенности. Содержание фресок — события Ветхого и Нового Заветов, а также жития святых и различные эпизоды истории Церкви. Художники отказались от последовательного исторического изложения евангельских событий и связали изображения не исторически или хронологически, а символически, по принципу их парного сопоставления или противопоставления. Например, сопоставлены «Распятие» и «Сошест- Вверху слева: Неизвестный святой. Вверху: Граффити. вие в ад», «Рождество Христово» и «Успение Богоматери». Зритель получает возможность более глубоко и лично осмыслить события священной истории, шире посмотреть на них. Одновременно в лаконичной форме изображены начало и завершение истории спасения, победа Христа над смертью и воскресение к новой жизни будущего века. Тема страданий Христовых, Его искупительной жертвы и спасения мира достигает кульминации в росписях алтарной части храма. Близ жертвенника, где приготовляются хлеб и вино для совершения бескровной жертвы, помещено изображение Входа Господня в Иерусалим, где Господу предстоит взойти на Крест. В самом жертвеннике написаны сцены «Снятие с креста» («Оплакивание») и «Положение в гроб». Значительная часть сюжетов росписей указывает на Христа как на источник духовного и физического исцеления. Это «Призвание Закхея», «Исцеление больного водянкой» (согласно сопроводительной надписи — прокаженного), «Исцеление слепого», «Исцеление императора Констанция Спиридоном Тримифунтским» в алтарной апсиде, а также многочисленные фигуры целителей — Кира, Иоанна, Ермолая и еще нескольких святых врачей. На южной стене помещена так называемая ктиторская композиция — преподобная Евфросиния Полоцкая подносит Христу построенный ею храм, изображение которого в миниатюре довольно точно повторяет архитектурный облик реальной Спасо-Преоб-раженской церкви XII века. Мастерство живописцев проявилось в умении гармонично сочетать внутренний объем храма с объемом композиций. Росписи имеют большой масштаб, благодаря чему в сравнительно небольшом храме нет ощущения тесноты, а все его внутреннее пространство легко обозревается. В период, когда монастырь занимали иезуиты, фрески были варварски исцарапаны многочисленными граффити. Среди них есть достаточно древние, например «Hie fuit (имярек) A. D. 1582». Спасо-Преображенская церковь Евфросиниева монастыря свидетельствует о расцвете культуры Полоцкой земли в середине — второй половине XII века и открывает незаурядные черты в облике преподобной Евфросинии Полоцкой.
|