045. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, страница 5ИСТОРИЯ штат Полоцкое княжество Впервые Полоцк упоминается в «Повести временных лет» под 862 г. Город возник у впадения реки Полоты в Западную Двину, где издавна обитало племя поломан, входившее в большой восточнославянский племенной союз кривичей. Через эти земли пролегал путь «из Варяг в Греки», что способствовало раннему развитию в Полоцкой земле самостоятельной экономики и культуры. Уже в 992 году, всего через четыре года после Крещения Руси, в земле Полоцкой была учреждена епископская кафедра. До захвата города Владимиром Святославичем (около 978 года) в нем княжил варяг Рогволод. Его внук Изяслав — сын Владимира и Рогнеды, дочери Рогволода, — стал родоначальником полоцкой ветви Рюриковичей. При Брячисла-ве Изяславиче (1001 — 1044) и Всеславе Брячиславиче Чародее (1044—1101) Полоцкое княжество развивается в самостоятельное государство с суверенной княжеской властью, вечем, администрацией, столицей, войском, денежной системой. В то время оно не однажды вступало в военные конфликты с Киевом. Поскольку в Полоцке, богатом торговом центре, было сильно местное боярство, а верховной властью обладало вече, то князь проводил политику, соответствующую интересам своих подданных. Свидетельством вольнолюбивого характера Полоцкого княжества стал построенный князем Всеславом Чародеем Софийский собор «о семи верхах». В то время Софийские храмы воспринимались как декларация политической и национальной независимости. В середине XIII века Полоцкое княжество подчи нилось литовским князьям. В 1307 оно было присоединено к Литве с сохранением автономии, окончательно ликвидированной в 1385 году. Макет-реконструкция полоцкого Софийского собора XI в. Авторы: Г. Штендер, Р. Хлебородов. Его». Обрадовалась святая Евфросиния и велела постричь Звениславу, ставшую в иночестве Евпраксией. «Так, — говорит летопись, — начали они жить в монастыре в единомыслии, в молитвах к Богу; и были, словно единая душа в двух телах». Когда число насельниц Спасского монастыря значительно возросло, игумения Евфросиния решила на месте изветшавшей деревянной церкви возвести новую каменную. В то время в монастырь пришел зодчий по имени Иоанн и сказал, что уже неоднократно слышал голос, повелевающий ему заняться постройкой церкви Преображения Спасителя. С помощью Божией дело спорилось, и церковь была завершена через тридцать недель, к празднику Преображения Господня. Шел 1161 год. По заказу святой Евфросинии для новой церкви мастер Лазарь Богша изготовил напрестольный Крест-ковчег, содержащий бесценные христианские святыни: частицу Животворящего Креста с каплей Крови Господней, частицу камня Гроба Господня, частицу камня Гроба Божией Матери и частицы мощей святых. Преподобная Евфросиния, зная пользу образования, особенно заботилась о просвещении насельниц обители. Ряд историков предполагает, что преподобная создала в обители женскую школу — одну из первых на Руси. Древние жития святой сохранили слова, которые она говорила в назидание сестрам обители: «Вот я собрала вас ради имени Господа, подобно тому, как птица собирает птенцов под крылья свои; я собрала вас как овец Божи-их на луг божественный. Паситесь же на заповедях Господних, возрастайте в добродетелях от силы в силу, чтобы я с радостью, а не с печалью заботилась о спасении вашем и чтобы я возвеселилась духом, видя духовные плоды трудов ваших. Вот вы видите сами, со сколь великими трудами стараюсь я сеять в сердцах ваших слова Божии; но сердечные нивы ваши иногда остаются как бы не созревающими, не преуспевающими в добродетели; время же жатвы приближается. Страшусь, сестры мои, как бы среди вас не нашлись плевелы, которые будут преданы огню неугасимому. Старайтесь же, молю вас, сохранить себя невредимыми от греховных плевел, чтобы вы могли избежать огня геенского. Приготовьте себя, чистую пшеницу Христову, измельчитесь в жерновах смирения трудами постническими, чистотою, любовью, молитвой, и тогда вы приготовите из себя хлеб, приятный Богу». В 1173 году, уже в преклонных летах, святая Евфросиния, оставив монастырь на попечение сестры Евдокии, отправилась в паломничество на Святую Землю. Поклонившись святыням, преподобная занемогла и мирно скончалась в Иерусалиме 23 мая 1173 года. Погребли ее в монастыре преподобного Феодосия Великого. Спустя 14 лет, в 1187 году, русские иноки перевезли ее нетленные мощи, как величайшую святыню, в Киево-Печерскую обитель. В середине XIII века Полоцк подчинился литовским князьям. Пока правители Литвы исповедовали Православие, Спасский монастырь процветал, но после объединения в 1569 году Литвы и Польши в единое государство — Речь Посполитую, в котором главной религией стало католичество, для обители (и вообще для западнорусского Православия) наступили тяжкие времена.
|