048 Коневский Рождество-Богородичный монастырь, страница 19

048 Коневский Рождество-Богородичный монастырь, страница 19

Приграничное положение Коневского монастыря наложило свой отпечаток на всю его историю. В том числе — и на события, которые мы привыкли именовать чудесными.

rj Святых воротах Коневского мона-К~стыря есть сохранившиеся фраг-|| менты старой росписи, иллюст-U рирующей два сюжета из истории монастыря: встречу святителя Евфимия преподобным Арсением и спасение русских пленников из шведского плена. В советскую эпоху роспись была заштукатурена и благодаря этому обстоятельству сохранилась.

Спасение русских пленников от шведов — история давняя и передаваемая в разных источниках с разными нюансами. Так, где-то говорится, что спаслись от шведов двое иноков, где-то — что спасшиеся были мирянами. Хотя бы приблизительное время этого чудесного спасения тоже не удается установить. Тем не менее сюжет с пленниками получил огромную популярность — и вот, был даже запечатлен рукою живописца (скорее всего, из братии монастыря) в Святых вратах.

В наиболее распространенной редакции история звучит следующим образом. Некоему Афанасию, находившемуся в плену у шведов, привелось увидеть в каком-то доме икону Спасителя. Перед этой иконой Афанасий стал молиться о возвращении

Вид на Ладожское озеро от Владычной бухты.

Чудесное спасение русских пленников из шведского плена. Фрагмент росписи Святых врат Коневского монастыря.

на родину. Через некоторое время во сне он услышал повеление: «Если хочешь уйти, возьми этот образ и неси его на Коневец». Взяв икону Спасителя, Афанасий бежал. Вместе с ним в опасный путь пустился еще один русский пленник. На берегу моря (очевидно, имеется в виду Ладожское озеро) беглецы нашли лодку и поплыли на ней. От усталости они скоро заснули, но во сне им одновременно явился

преподобный Арсений Коневский, сказавший: «Встань, посмотри на море — там плывет змей». Очнувшись, товарищи увидели, что прямо на них идет шведское судно, и налегли на весла. С Божьей помощью они благополучно достигли Коневца. Существует, как уже говорилось, и другая версия этого сказания, где из шведского плена бежали монахи. Они тоже заснули в лодке и тоже были разбужены преподобным Арсением. Художник, работавший над оформлением ворот, явно отдавал предпочтение последней версии — обоих беглецов он изобразил в иноческом платье.

Тот, кто, зная эту историю, будет внимательно рассматривать роспись Святых врат, непременно найдет в ней одну несуразность: над шведским кораблем, о котором предупредил заснувших гребцов преподобный Арсений, реет финский флаг — синий крест на белом поле (шведский флаг — желтый крест на синем поле). Как так получилось — непонятно. Предполагают, однако, что в 1920—30-е годы роспись реставрировалась, и реставратор (очевидно, финн) просто переписал флаг, сделав его «родным».