048 Коневский Рождество-Богородичный монастырь, страница 21

048 Коневский Рождество-Богородичный монастырь, страница 21

святыни

дице-Рождественской церкви стояла деревянная часовня. Ее поставили над местом погребения преподобного Арсения благочестивые миряне (за некоторое время до прихода иноков на Святой горе в крестьянских домах поселились две русские семьи).

Прошло без малого сто лет, а над мощами преподобного Арсения уже вырос новый собор — и новая рака с серебряными украшениями. В 1843 году эту раку заменили новой (на ее изготовление пошли, в частности, и переплавленные украшения со старой гробницы).

Под спудом мощи прп. Арсения находились до начала 1990-х годов, пережив советское разорение, как некогда переживали они оба разорения шведских. Сейчас мощи находятся в резной дубовой раке — на том же месте, где некогда были погребены они.

Неподалеку от мощей пребывает список с Коневской иконы Божией Матери, сделанный уже в наши дни, и паломники обыкновенно молятся возле мощей преподобного основателя Коневского монастыря, а затем — перед образом его Покровительницы.

Икона Божией Матери, врученная преподобному Арсению на Афоне игуменом Иоанном, называлась Акафистной. На Руси она — по новому своему местонахождению — получила название Коневской. Никаких известий о том, когда и где была создана икона, равно как и о том, какими прославилась она чудотворениями до ее переноса на Коневец, мы не имеем. То, что икона почиталась чудотворной уже в момент

Такой вид имела гробница, устроенная над местом погребения прп. Арсения, до разорения монастыря в советскую эпоху.

передачи ее прп. Арсению, сомнений почти нет. Но, к великому сожалению, в 1722 году в афонском монастыре Хи-ландар был пожар, уничтоживший все документы, которые могли бы пролить свет на раннюю историю Коневского образа.

Интересна иконография Коневской иконы Пресвятой Богородицы. Ничего подобного мы не найдем в византийской иконописи X—XI веков, и корни сюжета Коневской иконы Божией Матери следует искать в итальянском искусстве. Должно быть, все помнят знаменитую «Мадонну со щегленком» Рафаэля Санти из галереи Уффици? Младенец Иисус и Иоанн Креститель на этой картине держат в руках щегленка. Изображения Предвечного Младен

ца со щегленком появились в итальянском искусстве уже в период дученто. Щегол — веселая птаха — считался в Европе «детской птичкой». К тому же глаз его признавали «добрым», сообщающим телесное здоровье — для того щегла приносили к постели больных (особенно — больных детей).

Подобная символика византийскому церковному искусству была глубоко чужда. Вот отчего щегол на иконах «трансформировался» в голубя (или, вернее, в голубиного птенца). Кстати, одно из названий Коневской иконы — Голубицкая. Иконография образа менялась. Можно встретить иконы, на которых Младенец Христос изображен с одной птичкой (иногда вокруг голубя виден нимб, сияние Святого

Коневская икона Божией Матери пребывает ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре.