048 Коневский Рождество-Богородичный монастырь, страница 24жжц. hah mwm б кдгелииКоневец и Валаам — эти островные монашеские колонии — являлись своего рода «форпостами Православия» на окраине русского мира. Во многом благодаря им практически все население северо-западного Приладожья и Карельского перешейка было к XVI веку православным. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет в своих «Аскетических опытах»: «Монашеская жизнь на Валааме и Восточное исповедание веры христианской в стране той процветали гораздо ранее и сильнее, нежели сколько мог бы заключить путешественник при поверхностном посещении края, при кратковременном взгляде на него. Надо посмотреть попристальнее, надо пожертвовать довольно времени, прислушаться внимательно к рассказам и Валаамских иноков и прибрежных жителей, из них извлечь сведение, достойное быть внесенным в скрижаль истории, достойное внимания современной образованности, памяти образованного потомства. Столько развилась иноческая жизнь на Валаамском острове, что перекинула побеги свои чрез озеро, на противоположный берег, на котором Картина Федора Васильева «В монастырской ограде» была написана на Валааме в 1867 году. стоит теперь Сердоболь. На том берегу было двенадцать скитов, основанных Валаамскими иноками, находившихся под управлением и духовным руководством игумена Валаамского. Жители берегов исповедывали православную Восточную веру, заимствовав познание ее из монастыря Валаамского; по берегу до самого Кексгольма стояли храмы православные. Корелы этого берега Ладожского озера были православны, как православны теперь корелы противоположного берега, жители Олонецкой губернии». Коневский монастырь, как более молодой, неизбежно уступает «пальму первенства» Валааму в том, что касается христианской миссии среди ка рельского населения. Однако и он не оставался в стороне от нее. В Лаврентьевской летописи мы находим следующую запись: «Ярослав Всеволодович послав, крести множество корел, мало не все люди». Произошло это, согласно летописи, в 1227 году. Таким образом, князь Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского) озаботился приведением карел, населявших к тому моменту Карельский перешеек и северо-западное Прила-дожье, в Православие за сто пятьдесят (и даже более) лет до прибытия преподобного Арсения на Коневец. Это, кстати, подтверждается преданием, согласно которому капище на Коневце (Конь-камень) было к моменту при |