048 Коневский Рождество-Богородичный монастырь, страница 27

048 Коневский Рождество-Богородичный монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ И МИР

второй план. Свое действие оказывало, вероятно, и то обстоятельство, что на Коневец почти никто и никогда не ездил «отдельно», а только проезжал его по пути на Валаам.

Сразу обозначая «иерархическое положение» Коневца, Лесков, тем не менее, пишет: «Остров и обитель имеют приятный и приветливый характер». Строения Коневского монастыря произвели на писателя очень скромное впечатление: «Через святые ворота мы взошли в ограду. Большой монастырский двор очень чист, но чрезвычайно пустынен и уныл, совсем не то, что внутренность южных, например киевских, монастырей: златоверхого Михайловского, Лавры и других. Корпуса келий несколько напоминают казармы...» Да и вообще архитектурно-художественные достопримечательности обители не пленили Николая Семеновича. Относительно Казанского скита он пришел к мнению, что он «не заключает в себе ничего такого, о чем бы можно было говорить». Иконы

«Портрет писателя Н. С. Лескова» (1894) работы Валентина Серова.

Нижний (Сретенский) храм собора Коневского монастыря. Лесков был здесь вечером и сожалел, что из-за темноты не смог разглядеть как следует главную монастырскую святыню — Коневскую икону Божией Матери.

в большинстве своем показались ему «неискусного и бесхарактерного письма», а Коневскую икону Божией Матери он хотя и желал разглядеть лучше, но не сумел. («В нижней церкви, куда мы вошли, было довольно темно. Только пред одною иконою горело несколько свечей и у стоявшей влево со входа раки теплилась лампада. Этот слабый полусвет, теряющийся в отдаленных углах весьма просторного, но довольно низкого храма, сообщал предметам приятный таинственный характер. Группы богомольцев, стоявших на коленях пред образами и ракою, были прекрасны, но они были очень невелики. Большинство сопутствовавших нам поклонников, помолясь святыне, ушли уже, чтобы запастись местом на ночлеге, а в церкви оставалось человек десять, не более. Мне, с моею страстью к древней иконописи, очень хотелось ближе рассмотреть и, если можно, изучить главную коневскую икону так называемой Коневской Божией Матери, которая принесена сюда с Афона