048 Коневский Рождество-Богородичный монастырь, страница 25

048 Коневский Рождество-Богородичный монастырь, страница 25

МОНАСТЫРЬ И МИР

хода прп. Арсения на остров уже заброшено. Жертвы здесь не приносили, однако след от этих жертвоприношений оставался. В Житии преподобного рассказывается, что он нашел это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». После того как подвижник обошел камень крестным ходом с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы и окропил его святой водой, духи вышли из камня подобно копоти и, обернувшись воронами, покинули остров с диким криком.

Несомненно, в искоренении языческих суеверий и обрядов, в формировании христианского миропонимания у карел православные монастыри и скиты играли роль едва ли не важнейшую, чем приходские храмы. Глухие здешние леса были весьма пригодны для иноческой жизни и своей дремуче-стью привлекали многих подвижников. Судя по всему, «очагов» монашеской жизни в Приладожье насчитывалось не так мало. Другое дело, что о большинстве из них мы не имеем почти никаких сведений. Лишь топонимы приоткрывают для нас древнюю историю Православия в западной Карелии. Так, весьма распространен в этой местности топоним «Риеккала», происходящий от слова «крейкка» (т.е. «грек»). Так называли карелы православных монахов.

Кроме Коневца и Валаама важным духовным центром Карелии являлся Сенной монастырь. Он находился на острове Сенном (Хейнясенмаа) в Ладожском озере (территория нынешнего Лахденпохского района) и в старых источниках почти обязательно упоминался рядом с Коневским и Валаамским монастырями.

Трагическим для православного населения Карелии стал XVI век. Русско-шведская война за ливонское наследство принесла ему неисчеслимые бедствия. В 1572 году главнокомандующим шведскими войсками в Карелии стал Герман Флеминг. Этот полководец отличался феноменальной жестокостью и применял тактику «выжженной земли». Так, в его донесениях можно встретить следующие фразы: «В центральной слободе Кирьяжского погоста мы нашли две красивых церкви и монастырь. Сожгли все». И далее: «Устроили русским кровавое Рождество...»

Множество православных священников, монахов и мирян погибло от

Икона преподобного Арсения в часовне на Конь-камне, бывшем в свое время местом языческих жертвоприношений.

рук шведов. По некоторым данным, к 1595 году, когда Карелия была признана территорией России, в живых оставалась лишь десятая часть ее населения. Краткий роздых не позволил в полной мере восстановить карелам и русским свои силы: в 1609 году в Выборге был подписан договор, согласно которому Корельский уезд отходил к Швеции. Началось насильственное обращение местных жителей в лютеранство. Они должны были содержать пасторов и платить им за совершение обрядов — даже если не обращались

Крестный ход в Коневском монастыре в начале XX века. Православные карелы и финны традиционно тяготели к этой обители.

Надписи на двух языках — типичная примета Коневского монастыря.

к ним. Строились кирхи, под них переделывались и немногие уцелевшие православные храмы. Карел принуждали наставлять своих детей в вере по

лютеранскому катехизису. Сохранившиеся документы позволяют представить себе безрадостную картину повсеместного глумления над религиозным чувством православных. Так, жители деревни Лапинлахти, отчаявшись найти православного священника, попросили отслужить протестантского пастора молебен в Успенской церкви. Пастор согласился. Войдя же в церковь, он, на глазах у прихожан, сбросил на пол храмовую икону и начал топтать ее ногами, говоря: «Вот что осталось от вашей русской веры».

Следствием давления со стороны властей стал массовый исход православных карел в Россию. Люди предпочитали оставить родные края и свои дома, но сохранить веру. Этому масштабному переселению обязан своим существованием феномен Тверской Карелии.