048 Коневский Рождество-Богородичный монастырь, страница 22

048 Коневский Рождество-Богородичный монастырь, страница 22

святыни

р

в Ш

1 %

■4J

Духа), а иногда — с двумя голубиными птенцами. Два птенца эти отсылают нас к Евангелию от Луки, к тем его строкам, которые повествуют о Сретении Господнем («А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить перед Господом, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу: и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных». Первый голубиный птенец приносился в жертву Богу за первенца, второй — во очищение от первородного греха. Но Первенец Пресвятой Богородицы Сам является Единородным Сыном Божи-им. И вочеловечился Он именно ради принесения Себя в жертву во искупление первородного греха, лежащего на всем человечестве. Следовательно, два ветхозаветных голубя в образе Спасителя как бы сливаются воедино.

На Коневской иконе, принесенной прп. Арсением в Россию, первоначально был изображен один голубиный птенец. Впоследствии, при поновле-нии образа, в руке Спасителя появилась вторая птичка. В 1960-е годы, уже в Финляндии, провели реставрацию

Вверху слева: Список с Коневской иконы Божией Матери в Сретенском храме.

Вверху справа: Необычный старинный (XVII века) список с Коневской иконы Божией Матери в Коневском скиту.

Внизу: Коневская и камне.

на Конь-

и вернули иконе прежний вид, убрав «лишнего» голубя.

В Коневском монастыре образ Пресвятой Богородицы почти сразу про

славился многочисленными чудотворе-ниями, в особенности — исцелениями слепых и бесноватых. Одно из первых таких исцелений произошло вскоре по преставлении преподобного Арсения Коневского. Почивший старец явился во сне к некоему слепцу и повелел ему идти на остров Коневец — молиться перед афонской иконой Божией Матери. Там, возле иконы, обещал прп. Арсений, слепой получит исцеление. Действительно, прибыв в обитель, слепец прозрел во время литургии, когда пели «Достойно есть».

Немалому прославлению Коневской иконы послужило ее кратковременное пребывание в Санкт-Петербурге в 1799 году. В столице икона сделала двухмесячную остановку, возвращаясь из Деревяницкого монастыря в родную обитель на Коневце, и за это время петербуржцы получили столько милостей через нее, что не хотели с нею расставаться. В 1811 году они обратились к митрополиту Амвросию с просьбой возвести в городе особую часовню и поместить в ней Коневскую икону. В этой просьбе владыка отказал, справедливо полагая, что так как этот образ Божией Матери является главной святыней Коневского монастыря, то и оставаться должен в нем, а для