050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 4

050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 4

ХРОНОЛОГИЯ

Конец XIV — начало XV ПК.

По преданию, именно в это время монастырь был основан раскаявшимся в своих злодеяниях разбойником Оптой.

1629—31 Первые документальные свидетельства об Оптиной Пустыни.

1724 Монастырь упразднен. Спустя два года ходатайством и попечением дворян Ардатова и Шепелева монашеская жизнь в нем возобновляется.

1750 Заложен каменный Введенский храм взамен старого деревянного.

1764 По бедности обитель оставлена за штатом.

1771 Освящение каменного собора

в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

1804 Построена трехъярусная каменная колокольня.

1811 Завершено возведение Казанского собора и больничной Владимирской церкви.

1822 4 февраля в новоустроенном близ монастыря скиту освящен храм в честь Собора св. Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня.

1825 Настоятелем Оптиной Пустыни становится прп. Моисей. При нем в монастыре учреждено старчество.

1829 В Оптину Пустынь приходит старец Леонид (Наголкин), в схиме Лев.

1846 Монастырь начинает издавать духовную литературу.

1847 В свет выходит книга «Житие и писания молдавского старца Паисия Величков-ского».

1918 Официальное закрытие монастыря.

В обители размещается филиал козельского краеведческого музея.

1923 Монастырь переходит в ведение

Главнауки. Отныне он — «Музей Оптина Пустынь». Закрытие Казанского храма, остававшегося действующим долее других.

1927 Закрытие музея.

1929 Начало поголовных арестов оптинских иноков, живших после закрытия обители в близлежащих городах и селах.

1974 Начинается реставрация монастырских зданий.

1987 Оптина Пустынь передана Русской Православной Церкви.

1988 К лику святых — первым из старцев Оптинских — причислен преподобный Амвросий (Гренков).

и Коломенскому — знаменитому Платону (Левшину; 1737—1812). Владыку безмерно печалило современное ему состояние монашества, и он всеми силами заботился об улучшении участи монастырей. Оптину Пустынь архиерей поручил заботам архимандрита Мака-рия, строителя Пешношского монастыря, повелев ему «учредить ее (обитель) к лучшему». По совету архимандрита Макария настоятелем Оптиной был назначен инок Авраамий, известный пешношскому архимандриту своими добрыми качествами.

При отце Авраамии монастырь приобрел новые каменные постройки: трехъярусную колокольню, Казанский собор (по сей день остающийся самым большим храмом обители) и Владимирскую больничную церковь. Корпуса для братии также выстроили новые, а вблизи разбили прекрасный фруктовый сад. Иноческую жизнь настоятель

Преподобный Моисей, старец Оптинский. Именно при нем в монастыре было учреждено старчество.

организовал на строгих общежительных началах. Историческое описание Оптиной Пустыни так характеризует личность и деятельность игумена Ав-раамия: «Как начальник братства, им самим собранного, о. Авраамий был строг и взыскателен, но отнюдь не своенравен. Вводя в обновленной им обители новый порядок примерной, нестяжательной жизни, он был строгий блюститель его». В 1815 году игумен Авраамий, которому по нездоровью сделалось трудно руководить обителью, подал прошение об увольнении на покой. Но священноначалие не согласилось отставить его от управления монастырем, и он так и скончался на своем посту.

Отстроив обитель и укрепив ее уставную жизнь, отец Авраамий заложил основу для ее духовного процветания, связанного с явлением, именуемым «старчеством». Подробнее о нем мы надеемся рассказать в следующих разделах, теперь же нам следует сосредоточиться на вехах внешней истории монастыря.

Оптину Пустынь окружали глухие непроходимые леса, сделавшиеся местом уединения и молитвы подвижников высокой жизни. Многие из этих пустынников вели свою духовную ро-

Оптина Пустынь на гравюре XIX века.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Православные журналы

Близкие к этой страницы