050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 6у и mm традицииЧетырнадцать старцев Оптинских прославлены в лике святых Православной Церковью. Начало традиции старчества было положено в Оптиной при настоятельстве преподобного Моисея (Путилова), когда в монастырь пришел прп. Леонид (в схиме Лев). Наследовал же ему преподобный Макарий (Иванов), духовный наставник И. В. Киреевского, Н.В. Гоголя и многих других. Игуменство прп.Моисея (Путилова; 1782—1862) — это начало новой эпохи в истории Оптиной Пустыни. При нем здесь было введено старчество. Надо понимать, однако, что заслуга преподобного игумена в данном случае — более организационная, чем какая-либо иная. Разумеется, подвизаясь долгое время под руководством старцев-отшельников и впитав в себя традицию, идущую от прп. Паисия Ве-личковского, он был весьма грамотен в этом отношении. Но, обремененный массой хозяйственных и административных дел, сам быть старцем для оп-тинской братии не мог. Эту функцию, по его благословению, взял на себя пре- Вверху слева: Преподобный старец Лев. Простые богомольцы говорили о нем: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые». Вверху справа: «Это единственный из всех известных мне людей, кто имеет власть и силу повести на источники воды живой. Пошел я к старцу одним, вышел другим...» — так отзывался о старце Макарии Н. В. Гоголь. подобный старец Леонид, в схиме Лев (Наголкин; 1768—1841), пришедший в Оптину в 1829 году. Земная жизнь старца была связана с несколькими обителями (в частности, с Валаамским тгшгнрн Тропарь Собору преподобных отцев и старцев, в Оптиной Пустыни просиявших, глас 6 Православный веры светйльницы монашества непоколебймии стол пй, земли Россййския утешйтелие преподобнии старцы Оптинстии любовь Христову стяжавшии и ду ши своя за чада полагавший, моли теся ко Господу, да утвердит земное отечество наше в православии и благочестии и спасёт души наша. |