050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 9

050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 9

подвижники

Перед кончиной прп. Лев передал духовное руководство Александром прп. Макарию, сказав следующее: «Вот, человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им, как знаешь». Несколько лет преподобный Амвросий был келейником и духовным сыном старца Ма-кария. За это время он прошел путь от послушника до иеромонаха. Во время поездки в Калугу для рукоположения (в декабре 1845 года) прп. Амвросий сильно простудился. Здоровье его, и до того некрепкое, пошатнулось еще более. Часто он бывал настолько слаб, что, причащая богомольцев, не имел сил держать потир и возвращался по временам в алтарь, чтобы отдохнуть. Впрочем, болезни свои преподобный принимал со смирением и благодарностью, говоря: «Монаху полезно болеть». Худое здоровье принудило священно-инока Амвросия выйти в 1848 году за штат. Вероятно, примерно тогда же он принял постриг в схиму с сохранением прежнего имени.

Болезнь, точившая тело преподобного, просветляла его дух. Внешняя деятельность для него была закрыта, но Господь открыл ему иной, более высокий путь — старчество. Известно, что еще при жизни прп. Макария — с благословения последнего — некоторые оптинские иноки приходили для откровения помыслов к прп. Амвросию. Постепенно готовя себе замену в лице преподобного Амвросия, старец Мака-рий сводил его и со своими мирскими духовными чадами. И, видя, как тот беседует с ними, шутливо замечал: «По-смотрите-ка, посмотрите! Амвросий-то у меня хлеб отнимает!»

После кончины своего учителя прп. Амвросий поселился в домике возле скитской ограды, справа от колокольни. К домику сделали пристройку — чтобы можно было принимать женщин-богомолок. В этом-то домике на границе скита и мира прожил преподобный Амвросий тридцать лет. Многие тысячи людей побывали у него, и ко всем он являл снисходительность и отеческую любовь. Все время старца было поделено между молитвой и приемом посетителей. Свободных минут у святого почти не оставалось — и это несмотря на то, что от слабости он иногда не мог стоять на ногах.

Свои духовные дарования (а известно, что прп. Амвросий получил от Господа дары исцеления и прозорливости) старец скрывал. Например, чтобы больные не думали, что выздоровели

Икона преподобного Амвросия во Владимирском храме Оптиной Пустыни.

исключительно по его молитвам, он посылал их к известным святыням, источникам. Смирение преподобного было поразительно. Даже поучений он не говорил от себя, предпочитая скрываться за словами «люди говорят» или приводя подходящие к месту цитаты из Священного Писания. Некоторые свои наставления преподобный облекал в форму присказок: «Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет», «Нужно жить нелицемерно и

Преподобный Варсонофий Оптинский. Незадолго до кончины преподобного Амвросия он, тогда еще полковник П. И. Плиханков, посетил скит Оптиной Пустыни. Когда офицер приблизился к скитской «хибарке», одна из блаженных, находившихся в ней, с неожиданной радостью произнесла: «Павел Иванович приехали». «Вот и слава Богу», — отозвался прп. Амвросий. Духовным взором он прозрел в нем будущего старца.

вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно», «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение». Простота и смирение старца, его видимая близость к Богу смягчали даже самые зачерствевшие сердца, оказывали влияние и на тех, кто приходил в его «хибарку» безо всякой веры, только из любопытства. В. В. Розанов свидетельствовал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

Последние годы жизни старец Амвросий посвятил устройству женской Шамординской обители. В монастырь этот, в отличие от прочих, принимали без ограничения всех — в том числе убогих и неимущих. Преподобный Амвросий подолгу живал в Шаморди-не, духовно окормляя сестер (а кроме духовного окормления он давал еще и ценнейшие практические советы). Там его настигла и кончина. В июне 1890 года преподобный выехал на лето в Шамордино, где так захворал, что не смог вернуться в Оптину. Несколько раз он назначал день отъезда, и всякий раз болезнь не отпускала его. Отошел ко Господу старец 10 октября 1891 года. Похоронили его в Оптиной Пустыни, близ могилы старца Макария, а на могильном камне высекли слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9,22). Жизнь старца отразилась в словах этих, как в зеркале.