050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 11подвижники ромыслова), его духовная дочь, вспоминала о нем: «Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовной мудростью». Настоятелем Оптиной Пустыни преподобномученик Исаакий стал в 1913 году — последнем спокойном году в жизни России. После революции он Вверху и слева: Последние спокойные годы старой Оптиной. И не знают паломники, снимающиеся «на карточку» возле оптинских стен, и не знает фотограф, запечатлевающий разлив реки Жиздры, что пройдет несколько лет и в обитель придут новые хозяева. И не знаем мы —может быть, сыновья вот этих паломниц будут расстреливать монахов и сбрасывать с храмов кресты, а их жены на «оптинском аукционе» бросятся покупать себе на платья иноческие подрясники. несколько раз арестовывался, разделяя судьбу прочих оптинских иноков, причем, вступив на скорбный путь, святой занял открыто исповедническую позицию. В 1930 году (тогда, освобожденный из тюрьмы, он жил в ссылке в Бе-леве) ему предложили скрыться. Но старец твердо сказал: «От креста своего не побегу!» В 1937 году его арестовали в последний раз — вместе с двадцатью другими оптинцами. После череды допросов, сопровождавшихся издевательствами и унижениями, «тройка» НКВД вынесла всем монахам 30 декабря 1937 года расстрельный приговор. 8 января 1938 года приговор был приведен в исполнение. Захоронили мучеников тайно, в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе. учеником и сотаинником старца. Характер его уже после кратковременной жизни в скиту разительно переменился. В миру живой, общительный, не чуравшийся развлечений и забав, здесь молодой человек настолько полюбил уединенную жизнь, что даже редкие выходы за ограду скита были для него в тягость. В 1912 году прп. Никона постигло глубокое горе — разлука со старцем Варсонофием, вынужденным оставить Оптину и принять в управление Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Впереди были скорби еще тягчайшие. Во иеромонаха преподобный Никон был рукоположен спустя несколько дней после большевистского переворота 1917 года. А в 1924 году ему, как и многим другим инокам, пришлось оставить монастырь и поселиться в Козельске. Здесь он служил в Успенском соборе и принимал духовных чад. Первый арест старца последовал в 1927 году. По окончании трехлетнего срока заключения в «исправительном» ставляла его, больного, делать черную работу. Когда же он совсем ослаб и слег, она стала гнать его из дому. Если бы не о. Петр (Драчев), тоже из ссыльных оп-тинцев, который перевез прп. Никона к себе в соседнюю деревню, то старцу пришлось бы умирать на улице. В последние месяцы перед кончиной преподобноисповедник почти лагере врачи обнаружили у него тяжелую форму туберкулеза. А прп. Никону предстояла еще и северная ссылка. Врачи рекомендовали ему сослаться на болезнь и просить о перемене места ссылки, но преподобный, посоветовавшись с сосланным вместе с ним отцом Агапитом, решил не противиться Божьей воле. Последние годы старец провел на Пинеге. Он долго не мог найти жилья и скитался от дома к дому. Наконец он нашел себе пристанище. Хозяйка дома, однако, обходилась со своим невольным постояльцем очень сурово и за- ежедневно причащался Святых Тайн. Физические страдания не омрачали его духа, и в самый день смерти (8 июля 1931 года) он сиял неземной радостью. Погребли старца на кладбище в селе Валдокурье. Сейчас место его захоронения утеряно. Несколькими годами позже окончил свой земной путь преподобномученик Исаакий II (его иногда называют «младшим», поскольку в сонме старцев Оптинских прославлен еще один старец Исаакий (Антимонов; 1810—1894)). Это был человек выдающийся во всех отношениях. Монахиня Мария (Доб- ОИТИНА-ПУСТЬШЬ. Рою» rtU
|