055. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, страница 3<<ршиишшил\>>вднуСкромному Тешевскому Богородицкому монастырю, основанному в Смутное время на пограничных русских землях, суждено было сыграть важнейшую роль в истории Церкви. После канонизации в середине XIX века святителя Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, поток паломников, устремлявшихся в Задонскую обитель, стал столь впечатляющим, что в народе она получила название «русского Иерусалима». Первое документальное свидетельство о Задонском Богородицком монастыре содержится в Платежных книгах Засосенского стана Елецкого уезда. Запись, относящаяся к 1615 году, гласит: «Монастырь Тешев-ской на берег реки Дону, усть речки Те-шевки. За монастырем, под Тешевским лесом, слободка Тешевская на верхах». Имена основателей обители сообщают нам Писцовые книги 1628—30 годов: «А в монастыре церковь во имя Пречистые Богородицы Сретения Владимир-ския иконы; а в церковь поставленье и в церкви образа местные и ризы и у церкви колокола и все церковное и монастырское строенье — дву старцев Кирилла и Герасима...» Далее этот источник перечисляет тогдашних насельников обители — упомянутых старцев Панорама Задонска с моста через Дон. В центре монастырь. среди них не значится. Больше ничего мы о них не знаем. Историки, проводившие специальные «расследования», утверждают, что сюда, к месту впадения речки Тешевки в Дон, старцы Кирилл и Герасим пришли около 1610 года, в самый разгар русской Смуты. Точно известно, что с собой они принесли список с Владимирской иконы Божией Матери, ставший вскоре главной святыней новосоз-данного монастыря. Дата их появления на берегах Дона и этот образ дали повод некоторым исследователям называть старцев монахами московского Сретенского монастыря, отправившимися на — Задонский Рождество-Богородицкий юг по благословению тогдашнего Патриарха Гермогена. В 1610 году само существование Руси оказалось под вопросом. К кому же было обращаться тогда измученным русским людям, как не к Пресвятой Богородице, не раз спасавшей их землю от завоевателей?! Напомним читателю — перенесение чудотворной иконы Божией Матери в Москву в 1395 году состоялось ввиду страшной опасности: на Русь тогда шел грозный Тимур (Тамерлан) со своими полчищами. В день встречи образа в Москве Тимуру во сне явилась Пресвятая Богородица в окружении ангельского |