055. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, страница 5ИСТОРИЯ mmi к Покоритель КарсаРядом с Владимирским собором похоронен выдающийся военный и государственный деятель России Николай Николаевич Муравьев-Карский (1794—1866). Последние свои годы он провел недалеко от Задонска, в имении Скорняково. Обрести последнее пристанище в обители было его собственным желанием. Тому предшествовала богатая на события Могила Н. Н. Муравьева-Карского в Задонском монастыре. жизнь. Н. Муравьев участвовал во множестве военных кампаний, начиная с Отечественной войны 1812 года и кончая войной с англо-франко-турецкой коалицией 1853—56 годов, на которую был призван лично Николаем I. Уже после падения Севастополя командир Кавказского корпуса генерал Н. Муравьев заставил турок капитулировать в Карее — эта победа позволила России сохранить за собой Крым (по условиям Парижского мирного договора, потерянные крымские города нам вернули в обмен на Каре). Муравьев с ранних лет отличался вольнодумством, еще в юности, увлекшись идеями французских просветителей, он мечтал создать свободную республику на Сахалине, был близок к декабристам, стоял у истоков «Союза спасения». Позже его вольнодумство «преобразовалось» в особую принципиальность — Муравьев, будучи настоящим «государственным человеком», не страшился критиковать недостатки в армии и обществе, в связи с чем не однажды на своем веку лишался высоких должностей. Он не был обделен литературными способностями — перу Муравьева принадлежат сочинения «Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 годах», «Турция и Египет в 1832 и 1833 годах», «Русские на Босфоре в 1833 году», «Война за Кавказом в 1855 году». Опубликована и довольно обширная переписка Н.Н. Муравьева-Карского со святителем Игнатием (Брянчаниновым), епископом Ставропольским и Кавказским, с которым (тогда еще Дмитрием Александровичем) будущий генерал и дипломат близко сошелся в молодые годы. Дружеские отношения эти сохранились на всю жизнь. за монастырь, били ево немилостиво, а игумена Ефимия намерены были убить до смерти». Между тем, близилась уже секуляри-зационная реформа Екатерины II, оставившая уцелевшие после нее русские обители вовсе без вотчин. При учреждении монастырских штатов в 1764 году Тешевский (Задонский) монастырь отнесли к III классу с очень скудным содержанием. Кстати, имя «Задонский» закрепилось за обителью тоже в эпоху самой, пожалуй, знаменитой российской императрицы. В 1779 году Екатерина II подписала указ об образовании города Задонского (впоследствии Задонска) на месте слободы Тешевской — это название официально было усвоено и монастырем. Город существовал только на бумаге — жителей в нем было мало (даже сейчас население Задонска составляет всего 10 тысяч человек), каменные строения отсутствовали, равно как и приходской храм. Его функцию до 1800 года исполнял Владимирский собор монастыря, разместились в обители и городские «присутственные места» — их вывели в новопостроенные здания лишь в 1802 году. Святители Тихон Задонский и Митрофан Воронежский. |