056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 13

056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 13

подвижники

В мае 1871 года он был уже иеромонахом. Дальнейшее служение иеромонах Флорентий проходил в Спасо-Яковлев-ском монастыре (Ростов Великий) и Митрофановом монастыре (Воронеж), а 10 марта 1898 года его определили настоятелем Дивногорского Успенского монастыря с возведением в сан архимандрита.

В Дивногорской обители архимандрит Флорентий успел переделать столько дел, что вполне хватило бы на нескольких менее активных настоятелей. При этом круг его деятельности не был строго очерчен стенами монастыря. Многое сделал он и для благоустройства окрестностей. Так, в 1899 году его трудами была учреждена станция Общества спасения на водах, располагавшаяся на берегу Дона неподалеку от стен обители. Сторож, состоявший при этой станции, получал жалованье из монастырской казны.

Современные экологи наверняка отметили бы и вклад архимандрита Флорентия в — говоря нынешним языком — «охрану окружающей среды». Он провел серьезную работу по укреплению почв посадками сосняка и чернолесья, а также красной лозы. Благодаря этому было остановлено осыпание и размывка грунта.

При отце Флорентии Дивногор-ский монастырь особенно расширил свою благотворительную деятельность. Одним из «проектов» подобного рода было устройство монастырской школы. В конце XIX — начале XX веков народные школы открывались при многих обителях, но Дивногорская, судя по сохранившимся описаниям, была одной из лучших. Да она и не могла быть иною, поскольку архимандрит Флорентий, сам выходец из народа, прекрасно понимал его нужды и подходил к организации обучения крестьянских детей со всей ответственностью. «Отец Флорентий, — пишет Александр Кременец-кий, — построил очень удобное здание для школы с квартирой для учителя, и блюдет школу. Школа хорошо оборудована. Образование детей монастырской школы не ограничивается только учебным курсом школы. Дети обучаются там же в монастыре, все без исключения музыке, преимущественно игре на скрипке, и каждый по своему желанию обучается какому-либо ремеслу: переплетному, портняжному и сапожному.

Живут они в монастыре до возраста лет, а потом, с запасом знаний и обеспеченные на счет монастыря бельем, летнею и зимнею одеждою и обувью, а также снабженные до приискания места небольшою суммою денег (у каждого мальчика есть теперь сберегательная книжка для вкладов в кассу гривенников, пятиалтынных, которые перепадают им больше от о. настоятеля в монастыре), они оставляют монастырь, унося с собою благодарное воспоминание о воспитавшей их св. обители».

Много трудов приложил архимандрит Флорентий и к украшению самого

Такой стала обитель после ее «преобразования» в Дом отдыха.

Типичная монастырская «жанровая» фотография начала XX века. У самовара — архимандрит Флорентий и иеромонах Терентий, дивногорский казначей.

монастыря. Именно ему обязана была обитель тем благолепием, которое так радовало взор многочисленных паломников в начале XX века. Уникальной была и дивногорская звонница, тщательно подобранная отцом архимандритом. В 1912 году он завершил ее создание, заказав 22 колокола разной величины в Валдае, на родине свт. Тихона, отметив таким образом пятидесятилетие открытия его святых мощей. Архимандрит Флорентий особо почитал память святителя — в монастыре, освященном его подвигом, он сам некогда принял постриг.

Вместе с братией встретил архимандрит Флорентий установление в Воронежской губернии большевистской власти. Реквизиции, обыски, допросы, разграбление монастыря, устраиваемого им на протяжении десятилетий с такой любовью, — все это пришлось ему пережить. Сведений о последних днях его жизни, о том, какова была его кончина, мы не имеем. Среди местного населения (частью к середине 1920-х годов уже запуганного, а частью — развращенного) сохранилась версия, что отца Флорентия убили вместе со всем монастырским духовенством при закрытии обители. Вероятнее всего, однако, архимандрит Флорентий с братией перебрался в небольшой скит, устроенный в Больших Дивах, близ того места, где явилась в свое время Сицилийская икона Божией Матери. Но и здесь их не оставили в покое: явившись в скит, большевики расстреляли его насельников.