056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 18

056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 18

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

РКШШИ

Костомаровский Спасский монастырь

История этой обители, расположенной в Подгоренском районе Воронежской области, еще нуждается в глубоком и тщательном изучении. «Русской Палестиной» называют окрестности Костомаровского монастыря. Согласно распространенной легенде, места эти благословил апостол Андрей Первозванный, и именно он будто бы был инициатором создания здесь пещерного монастыря. Конечно, от исторической правды легенда об устройстве апостолом Андреем обители в костомаровских холмах весьма далека. Но здешний пейзаж действительно весьма схож с ландшафтами Святой Земли.

Конкретной даты основания Спасского монастыря мы не имеем. Считается, что первые пещерные сооружения возникли в костомаровских меловых горах приблизитель

но в VIII—IX веках, во время иконоборческой ереси в Византии. Следующий всплеск строительной активности в Костомарове приходится на XVII век. В конце XIX — начале XX веков, когда на месте нынешней Костомаровской обители был скит Белогорско-го Воскресенского монастыря, здесь вновь строились пещерные храмы и кельи.

Среди всех сооружений Костомаровского монастыря особый интерес представляет пещерный Спасский храм, исторический и духовный центр обители. Собственно говоря, здесь скрыт целый пещерный комплекс — храм (с двумя престолами—главным в честь Нерукотворного Образа Спасителя и вторым во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии), усыпальница и кельи.

Подъем к звоннице, расположенной меж двух меловых столпов. Справа виднеется маковка Спасского храма.

В 1920-е годы при костомаровских пещерах сложилась небольшая группа верующих, состоявшая, главным образом, из окрестных крестьян. Особым почитанием в их среде пользовался блаженный Петр Еремеенко (звали его обыкновенно Петрушей или Петрушкой), уроженец Белогорья. По свидетельствам односельчан и людей, близко знавших его, блаженный Петр обладал даром исцелять больных и видеть грядущие события. Например, незадолго до начала Великой Отечественной войны он стал делать прямо на дороге в селе небольшие холмики из пыли, по форме напоминавшие могилы. Предсказывал он и то, что вода в Дону

станет красной. Действительно, в начале войны понтонную переправу в районе Белогорья бомбили фашисты, и тогда здесь погибло очень много людей.

Блаженный Петр подолгу жил и в белогорских, и в костомаровских пещерах. Рассказывали, что одну из пещер, находящуюся неподалеку от основного подземного комплекса в Костомарове, он вырубил в мелу сам. Погиб старец, по-видимому, в Острогожской тюрьме. Во всяком случае, после ареста его никто больше не видел.

Начало 1930-х годов ознаменовалось усилением гонений на Церковь. Доступ в костомаровские подземные храмы был запрещен, и очень скоро здесь все пришло в запустение. Многие верующие подверглись преследованиям со стороны властей.