056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 19

056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 19

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Внизу слева: Главная святыня монастыря — икона Божией Матери «Благодатное Небо». Она была передана возрождающейся Костомаровской обители отцом Василием Землянским, настоятелем Покровского храма города Павловска. На иконе заметны пулевые отверстия — в безбожную эпоху какие-то «активисты» пытались расстрелять изображения Божией Матери и Младенца Христа. Но ни одна из пуль не попала в Их лики.

Внизу справа: Входы в пещерные кельи расположены в склоне мелового холма. Они открыты, и любой паломник может свободно зайти и своими глазами увидеть, как жили прежде костомаровские отшельники-аскеты.

Есть сведения, что во время фашистской оккупации в пещерных сооружениях Костомарова скрывались русские солдаты. А после 1943 года, когда государство переменило свою политику в отношении Церкви, православное население окрестных сел стало добиваться передачи им пещерного комплекса. Вот одно из таких прошений, поданных костома-ровцами в Подгоренский совет в июне 1945 года: «Мы, группа верующих в количестве 20 человек, желая добровольно объединиться для совершения религиозных обрядов по православному вероисповеданию, ходатайствуем о регистрации нашей религиозной общины и передаче нам в бессрочное бесплатное пользование здания меловой церкви (в меловой пещере) и имеющегося при ней культового имущест

ва и заявляем, что наши религиозные обряды будут производиться в рамках советских законоположений».

30 января 1946 года Совет по делам Русской Православной Церкви удовлетворил прошение «религиозно настроенных граждан» и разрешил открыть церковь в Костомарове. Община, вновь образовавшаяся при пещерном храме, отчасти напоминала монашескую. Некоторые богомольцы, приходившие не только из Костомарова, но и из дальних сел, оставались здесь подолгу, живя в большом деревянном доме, построенном напротив входа в пещеры. Постоянно проживали здесь несколько женщин-подвижниц, среди которых наибольшим уважением пользовалась Мария Ивановна Гашенко (ее почтительно называли матушкой Марией).

В послевоенные годы Костомаровской общине удалось собрать довольно много икон (среди них встречались и образа древнего письма), однако большая часть их была конфискована, когда пришла пора хрущевских гонений. 15 де

кабря 1958 года местные власти получили предписание Совета по делам Русской Православной Церкви «О работе по прекращению паломничества и закрытию "святых мест"». Оставалось только найти повод для уничтожения обители. Долго приискивать его не пришлось: костомаровцам просто объявили, что «пещерный храм непригоден к эксплуатации». Регистрации община лишилась, но известно, что и в 1960-е, и в 1970-е годы в пещерах близ Костомарова тайно собирались верующие и молились по нескольку дней.

С последними годами существования обители при костомаровском пещерном храме связано имя еще одного подвижника, подобного блаженному Петру, — Андрея Васильевича Попова. Родился он в селе Клеповка Бутурлиновского района Воронежской области, в двенадцать лет осиротел и перешел жить к родственникам, которые, когда он вырос, принудили его жениться, хотя уже в это время Андрей Васильевич желал всецело посвятить себя Богу. Во время войны это желание в нем только укрепилось, и, придя с фрон

та, он стал часто ходить в дома, где собирались верующие для совместной молитвы. Жена противилась молитвенному настроению мужа и пригрозила ему однажды: «Будешь ходить туда — отрублю голову». Андрей Васильевич покинул дом и ушел в Костомарово.

После разгона общины отец Андрей (когда он принял постриг, неизвестно, но говорят, что к концу жизни он носил уже сан архимандрита; имя его при постриге, очевидно, не изменилось) затворился в одной из малозаметных пещер, которыми изобиловали костомаровские холмы, и пребывал в ней тринадцать лет. Скончался он уже в 1982 году, в одной из деревень Лискинского района, где жил в благочестивой семье, с радостью его приютившей. Незадолго до кончины он предсказывал, обращаясь к своей знакомой: «Пташечка моя, сколько будет во святом Новом Иерусалиме матерей!» Новым Иерусалимом отец Андрей называл Костомаровскую обитель. Предсказание же его начало сбываться в 1997 году, когда в возрождающемся монастыре появились первые насельницы.

Уже в наши дни у подножия холмов был построен «наземный» храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».