056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 22

056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 22

«иерииеш» mm

Много загадочных моментов содержится в истории явления Сицилийской иконы Божией Матери. Серьезных исследований, касающихся ее происхождения и времени написания, пока не проводилось, но отрадно уже то, что икона не пропала в советское время и в свой срок вернулась в Дивногорский монастырь.

Исцелийской» или «Исцеленьской» иконой называло местное крестьянское население Сицилийскую икону Божией Матери из Дивно-горского монастыря. Название «Сицилийская» было чужим и непонятным для неграмотных людей, и, попав в среду простонародной речи, оно было

преобразовано в схожее по звучанию и гораздо более «осмысленное» слово.

В 1830—31 годах по России гуляла эпидемия холеры. Именно она, как мы помним, задержала Пушкина в Болди-не и, таким образом, «подарила» нам некоторое количество бесценных произведений. Но этим, пожалуй, и исчер

пываются ее положительные следствия. В остальном же эта моровая язва была ничуть не менее жестока, чем все остальные эпидемии. Люди умирали в страшных мучениях повсюду и не чаяли избавления от мора.

Когда болезнь добралась до Воронежской губернии, жительнице Коро-тояка Екатерине Коломенской явилась во сне Божия Матерь. Придя наутро в соборный храм, женщина рассказала собравшимся здесь священнослужителям и прихожанам, что Пресвятая Богородица велела взять Ее икону из Дивногорска. При этом, как утверждала сновидица, Божия Матерь сказала об этой иконе: «Помолитесь перед нею; а если не возьмете, то все помрете». Дальнейшие события приводим в изложении П. Никольского, автора исторического очерка о монастыре: «Рассказ Коломенской был встречен с доверием. Испросивши разрешение от пастырей, народ вместе с Коломенской отправился в Дивногорский монастырь за иконою (июля 1831 г.). Но иконы, виденной Коломенской во сне, в монастыре не оказалось. Когда, несмотря на это, Коломенская продолжала просить разыскать икону и выдать ее ей, то настоятель иером. Афанасий, созвав всех находившихся в монастыре, стал расспрашивать о просимой иконе. Тогда монастырский трудник Андрей, человек хорошей жизни, еще из Коротояка (когда монастырь был там) нередко хаживавший в Дивногорье

Александр Кременецкий:«Кто хотя один раз видел Сицилийскую икону Богоматери, никогда не забудет ее. Она производит сильное впечатление. Выражение лица Богоматери и Богомладенца — выражение кроткое, милующее, вливающее в душу даже великого грешника мир, отраду и утешение». На фото: Сицилийская икона Пресвятой Богородицы из Дивногорского монастыря.