056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 23

056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 23

снятыми

штшт

Пещерный храм в Больших Дивах

Меловой храм в Больших Дивах, где была обретена Сицилийская икона Пресвятой Богородицы, по многим характеристикам схож с храмом Рождества Иоанна Предтечи в Малых Дивах. Согласно преданию, устроили эту пещерную церковь те самые иноки-беглецы Ксенофонт и Иоасаф, что положили начало монашеской обители в Дивногорье.

Нужно отметить, что передача пещер в Больших Дивах Дивногорскому монастырю состоялась лишь в 1856 году. В 1903 году меловой храм освятили в честь Сицилийской иконы Божией Матери.

Согласно описанию П. Никольского, церковь «имеет 26 аршин длины и 19 аршин ширины. Среди церкви для поддержания свода высечены из мелового грунта 11 столбов разной меры. С северной и южной стороны от церкви идут пещеры на протяжении 45 саж. и 1 арш. Саженях в 5 до входа в церковь с сев. стороны высечен пещерный рукав вверх (на протяжении 12 & саж. из 27 ступеней), из которо

го выходная дверь ведет наружу. При выходе высечены 3 кельи. Алтарь и вся церковь без окон. Скудный свет в церковь проникает только

с запада через входные двери и небольшое окно над дверьми. Алтарь, высеченный из мела, имеет в длину 7 аршин и в ширину 8У* арш. Облачение на престол и жертвенник, равно как и богослужебные принадлежности приносятся в храм из монастыря. Иконостас — в 2 яруса — покрыт белым лаком, резьба и колонны вызолочены. Все иконы новые». Интересно, кстати, что

Александр Кременецкий, побывавший в Больших Дивах несколькими годами позднее, уже отмечал: «Несмотря на недавнее устройство ико

ностаса, иконы на нем вследствие сырости, попорчены».

Богослужения в этом храме проводились очень редко — вероятно, столько же из-за удаленности от основного комплекса Дивногорского монастыря, сколько из-за тяжелой атмосферы, постоянно царившей в пещерах. Но при храме состоял особый служитель из монахов, и именно к нему обращались с прось

бой «провести экскурсию» те, кто хотел увидеть подземные сооружения Дивногорья во всей их полноте. «На громкий зов наш, — рассказывает Евгений Марков о подобной экскурсии, — из неведомого приюта в темных сенцах появился как мумия высохший старичок в обычном черном колпаке и черном подряснике. Он не сразу понял, в чем дело, но потом пошел за ключами. Сырым пронизывающим воздухом погреба и удушливым запахом гашеной извести разом пахнуло на нас, когда мы очутились с тонкими восковыми свечками в руках, вслед за черною фигурою инока, под темными сводами пещерного храма. Откуда-то, из далекой глубины подземелий, тянул резкий сквоз-ник, охватывающий лихорадочным ознобом вспотевшее от ходьбы тело. Трудно представить себе возможность постоянной жизни в этих меловых пещерах, где со всех сторон обдают вас какие-то насквозь пробирающие ревматические токи. А между тем, тут десятки лет сряду жили и молились люди».

с его пещерами, сказал, что он видел на столпу в Больших Дивах древнюю икону. Коломенская пошла по этому указанию и еще издали увидела икону и указала, что эту именно икону она видела во сне. Но снять эту икону без лестницы было невозможно, так как она была врезана высоко в столпе. Несмотря на это, один из пришедших начал ползком взбираться на соседнюю крутизну, к которой примыкает столп, и с большою легкостью снял икону. Сновидица, а за нею и все пришедшие, видя икону, как бы чудесно сошедшую с горы, с нею направились сначала в монастырь, а потом в Коротояк на монастырское подворье. По поставлении иконы в храме, тотчас был отправлен молебен с акафистом Пресвятой Богородице, а затем всенощное бдение. На другой день после литургии и молебна

Храм в Больших Дивах в наши дни. Сейчас он находится в ведении Дивногорского музея-за-поведника, однако иногда в нем совершаются богослужения.

К храму устроена лестница. Сходить с нее и карабкаться по склону опасно, так как здесь очень много ядовитых змей — о чем предупреждают специальные таблички.