058. Казанская Богородицкая Площанская пустынь, страница 3

058. Казанская Богородицкая Площанская пустынь, страница 3

ШИШ 8ТАРЧМТБА

Площанская пустынь сыграла важнейшую роль в истории Православия — она стоит у истоков русского старчества XIX века; с этой обителью накрепко связаны судьбы многих выдающихся подвижников благочестия.

I Шазанская Богородицкая Площан-д^ская пустынь находится на юге I | Брянской области, в Брасовском I «районе. Здесь, в окружении лесов, на вершине горы, поднимающейся от Площанского озера, монахи обитали издавна. Точную дату начала иноческой жизни определить вряд ли возможно, но вот что сообщал в своей записке, датируемой 1778 годом, тогдашний строитель монастыря игумен Серапи-он: «Площанская пустынь, по справке о ней в церковной книгохранительнице, с которого года и по какому случаю начало свое возымела, о том письменных сведений не отыскалось, а что стала она

Казанская Богородицкая Площанская пустынь в наши дни.

возобновляться между 1613 и 1620 годами, то есть после нашествия и разорения польским королем и ляхами, как на царствующий град Москву, так и прочие великороссийские места. На сем месте до оного времени существовал древний монастырь, именуемый Николаевский, но при пришествии в Москву Дмитрия-самозванца был разорен татарами и ляхами». Судя по всему, игумен Серапион, составляя эту записку, основывался на устных преданиях, сохранившихся среди местного населения.

Таким образом, известно, что возобновление древней обители произошло на излете Смутного времени, примерно в 1613 году. Трудную работу возрождения взял на себя постриженник Кие-во-Печерского монастыря иеромонах Прокопий, грек родом. Пришел сюда он не один, а с двумя спутниками. Так образовалась первая после разорения монашеская община. Тот же игумен Серапион ссылается на слова старейшего инока Площанской обители Ефрема, рассказавшего, что «де при сей пустыни

щтж^