058. Казанская Богородицкая Площанская пустынь, страница 5

058. Казанская Богородицкая Площанская пустынь, страница 5

ИСТОРИЯ

Интерьер Покровского храма.

Первые годы были очень трудными. Все осложнялось тем, что иноки не могли найти общий язык с местными колонистами — нрава те были крутого, ведь на окраины тогдашней Руси бежал народ по преимуществу неспокойный, буйный. Колонисты «ревновали» к земле, будто бы «самовольно» занятой отцом Прокопием; «досаждения» от крестьян следовали одно за другим. Кончилось тем, что отец Прокопий отправился в стольный град, чтобы попросить защиты у самого царя Михаила Федоровича. Поездка состоялась в 1620 году и оказалась весьма успешной. Площанский проситель получил разрешение на устроение обители и возведение храма. Напоследок самодержец и его отец, Патриарх Филарет, даровали иеромонаху Прокопию две иконы — Всемилостивого Спаса и список чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Построенный вскоре деревянный храм был освящен в честь последней иконы. Чуть позже появился придел, освященный во имя святителя Николая Чудотворца.

В Москву настоятелю Площанской обители пришлось сходить еще раз. Местные крестьяне не унимались — они не желали освобождать монастырские земли, в своих спорах с иноками не гнушаясь даже рукоприкладством. Михаил Федорович положил конец этим бесчинствам — он выдал отцу Прокопию грамоту на вечное владенье, в современном исчислении, почти тремя тысячами гектаров прилегающей

mm

Старчество

Старчеством в православной традиции называют направление монашеской жизни, сложившееся в IV веке в монастырях Египта и Палестины и получившее развитие в святоотеческих писаниях и практике византийских обителей и афонского монашества. Это направление предполагает духовное наставничество опытных старцев (сам термин не соотносится с возрастом, а отражает глубину духовного опыта) по отношению к новоначальным инокам. В основе старчества лежит полное послушание ученика учителю. Именно послушание называли высшей добродетелью и залогом духовного роста прпп. Антоний Великий, Иоанн Кас-сиан Римлянин, Авва Дорофей, Иоанн Лествичник, Симеон Новый Богослов и другие столпы христианства.

На Русь традиции старчества принес зачинатель русского монашества при. Антоний Киево-Печерский, подвизавшийся до того на Афоне. В полном смысле старцами можно назвать таких великих русских святых, как преподобные Сергий Радонежский, Нил Сор-ский и некоторые другие. Но нужно отметить, что в средневековой Руси старчество не играло такой огромной роли, как в византийских монастырях, — это доказывает житийная литература.

Возрождение старчества в русских пределах связано с деятельностью преподобного Паисия (Величковского, скончался в 1794 году), который перевел многие святоотеческие творения на церковнославянский язык. Деятельность эта была ограничена территорией Афона и современной Румынии, но множество учеников прп. Паисия, вернувшихся в Россию, принесли с собой и утвердили усвоенные от своего учителя традиции старчества, включающие навыки послушания, исповедание помыслов, умное делание и вполне определенную аскезу. Было и встречное движение — в середине XVIII века старчество как бы «самовозродилось» на юге России, в том числе и в лесах, окружавших Площанскую пустынь. Все это привело к формированию знаменитого русского старчества XIX века, признанными центрами которого стали Оптина Пустынь, Саровская пустынь, Глинская пустынь и ряд других обителей.

Своеобразие этого необыкновенного явления заключалось в его, по определению профессора В. И. Экземплярского (1875—1933), «народности», в его выходе за монастырские стены, в мир. Оптинские старцы активно общались с мирянами (среди которых было много представителей интеллигенции), наставляли их, являли им пример христианской жизни — все это вызвало огромный рост популярности известных старцев; к ним воистину никогда «не зарастала народная тропа». Следующим логическим шагом в развитии русского старчества стало появление старцев уже в среде белого духовенства — назовем хотя бы святого праведного Иоанна Кронштадтского, святого праведного Алексия Московского (Мечёва), отца Николая Гурьянова.

Преподобный Паисий (Величковский). Фрагмент росписи храма в честь Донской иконы Божией Матери Свято-Троицкого Холковского монастыря.

к обители земли. После этого монахи приступили к обустройству монастыря — появились братские кельи, хозяйственные постройки, развернулись земледельческие работы.

Наследники отца Прокопия, кончившего свои земные дни в 1644 году, продолжили благоукрашение обители. Впрочем, начало нового столетия было не слишком хорошим для обители