058. Казанская Богородицкая Площанская пустынь, страница 7

058. Казанская Богородицкая Площанская пустынь, страница 7

ИСТОРИЯ

К тому времени монастырь, после екатерининской секуляризационной реформы 1764 года, попал в разряд заштатных обителей. Но и то хорошо — множество монастырей тогда было просто упразднено.

«Старческая» история Площанской пустыни продолжилась в первой половине XIX века. Тогдашние события, происходившие в обители, имели важнейшее значение для судеб русского Православия. Вот их сухой перечень. В 1810 году в Площанскую пустынь пришел на богомолье юный дворянин Михаил Иванов — да так и остался в ней. В 1815 году его постригли в мантию с именем Макарий. Тогда же в Площанскую пустынь поступил схимонах Афанасий (Захаров), один из учеников преподобного Паисия (Величковского). С 1817 по 1825 год иеромонах Макарий жил в келье старца Афанасия, в полной мере усвоив святоотеческие труды и сделав первые шаги к постижению практики умной молитвы. В 1834 году преподобный Макарий Оптинский (а это был именно он!) перебрался в Оптину пустынь. К тому времени там уже обосновались преподобные Моисей и Леонид (в схиме Лев) Оптин-ские, зачинатели оптинского старчества, тоже не миновавшие на своем пути Площанской пустыни. Преподобный Моисей посещал ее, а преподобный Лев и вовсе обитал в ней в 1828—29 годах. Таким образом, Площанская пустынь выступает как бы «предтечей» Опти-ной — самой знаменитой «старческой» обители России в XIX веке.

Еще один последователь преподобного Паисия (Величковского), старец Василий (Кишкин) (чьим, кстати, по-стриженником был преподобный Лев Оптинский), подвизался в Площанской пустыни с 1827 года до самой своей кончины, наступившей в 1831 году. Отметим, наконец, что в конце 1828 года сюда — вслед за своим учителем, преподобным Львом Оптинским, — пришел из Александро-Свирского монастыря святитель Игнатий (Брянчанинов), в ту пору бывший послушником Дмитрием, и провел здесь зиму. Об этой зиме в жизни святителя напоминает написанное им в Площанской пустыни «Воззвание к моей келье, а с нею вместе и ко всему видимому миру». К тому же времени отсылает его опыт «Сад во время зимы».

Школа коммуны «Пчела», занявшей в 1919 году монастырские гостиницы.

Последний поворот к Площанской пустыни «проскочить» сложно — крест заметен издалека, а правильную дорогу показывает стрелка на стенде.

Столь высокая, если можно так выразиться, «концентрация» святости в монастыре, конечно же, не могла не сказаться на его «популярности» — слава о Площанской пустыни распространилась во все уголки России.

При этом в бытовом отношении обитель жила довольно скудно. Братия, разумеется, не голодала — у монастыря было довольно и земли, и леса, занимались тут и животноводством. Недоставало денежных средств. Современник свидетельствовал: «В масле хоть купайся, а надеть было нечего».

Случались нестроения, иногда были заметны изъяны в управлении, но, тем не менее, духовная высота, заданная великими подвижниками обители, на протяжении всего XIX столетия сохранялась на должном уровне. По-прежнему сюда шли люди, чаявшие утешения и вразумления. Площанская пустынь, имевшая собственные гостиницы и больницу, вела широкую благотворительную деятельность. На рубеже XIX—XX веков монастырь на свои деньги обустроил церковно-приходскую школу. Среди благотворителей Площанской пустыни значились представители Дома Романовых — в 1899 году великий князь Михаил Александрович, родной брат императора Николая II, вступил во владение брасовскими имениями, став, таким образом, «соседом» площанских монахов.

Рухнуло все, как нетрудно догадаться, после революции. В 1919 году большевики организовали в монастырских гостиницах коммуну «Пчела», спустя пять лет коммунары окончательно выжили иноков из обители. Новые хозяева вели себя бесцеремонно — по свидетельствам очевидцев, они топили печи иконами и бесценными книгами из монастырской библиотеки. Тридцать площанских иноков, разошедшихся по окрестным селам, в 1930 году были арестованы и позже сгинули в ГУЛАГе.

Советская эпоха принесла обители страшные беды — три из четырех храмов подверглись разрушению, исчезли стены и многие постройки, был закопан Никольский источник.

Возобновилась монашеская жизнь в Площанской пустыни в 1994 году.