059. Калужская Свято-Тихонова пустынь, страница 24

059. Калужская Свято-Тихонова пустынь, страница 24

святыни

ш

ш

2'i )

Почитаемый образ святителя Николая из города Бари.

случилось: в день памяти прп. Тихона Калужского, 29 июня 2005 года, мальчик получил исцеление. «Ранним утром молодая мама пришла со своим сыном в храм преподобного Тихона, в котором, кроме дежурного, в этот момент никого не было. Мать решила подвести сына к раке, чтобы он приложился к иконочке святого Тихона Калужского. Внезапно маленький мальчик стал сильно сопротивляться, биться и кричать. С большим трудом удалось положить его на крышку раки. При этом ребенок страшно противился, стучал ногами, пытался вырваться из рук. Недетским, грубым голосом он много раз выкрикивал: "Больно мне, больно!" и "Я больше не буду!"». Через несколько минут приступ прекратился, но вскоре последовал новый, хотя и менее сильный: «Теперь больной младенец уже более спокойно лежал на раке, но плакал и периодически кричал недетским, не своим голосом: "Больно! Мне больно!" Мать стала усердно молиться Преподобному о помощи и об исцелении. Через несколько минут мальчик совершенно успокоился, и счастливая мать, взяв сына на руки, понесла его в Успенский собор для Причастия Святых Христовых Тайн».

Как мы уже говорили, мощи преподобного Тихона оставались в обители даже в пору безбожной власти (спасая честные останки святого от поругания

в 1610 году, тогдашние иноки спасли их от глумления, быть может, еще худшего, в XX веке). Раку, естественно, из монастыря вывезли, как вывезли и другие предметы церковного искусства, представлявшие материальную ценность. Именно тогда, в первые годы (и даже месяцы) разграбления Тихоновой пустыни, из нее «реквизировали» старинную икону Успения Божией Матери. Ее серебряная с позолотой риза была украшена бриллиантами и другими драгоценными камнями.

Сейчас большая часть почитаемых икон в Тихоновой пустыни — современного письма. За исключением, разве что, трех — Калужской иконы Божией Матери (конец XVIII в.) и икон прп. Тихона (XIX в.) и святого князя Александра Невского (XIX в.). Последняя имеет весьма интересную историю: ее написали в память о спасении Александра III от покушения в 1887 году. В историю это покушение вошло под названием «второе 1 марта» (первое «1 марта» — убийство Александра II в 1881 году). Оно было предпринято группой петербургских студентов, называвших себя «Террористической фракцией партии "Народная воля"». В группу, как известно, входил Александр Ульянов, старший брат Ле-

Икона Оптинских старцев с частицами мощей.

нина. Готовясь к покушению, студенты находились на легальном положении, но — под надзором полиции. О подготовке к убийству царя полиции стало известно благодаря неосторожному письму одного из них. Несколько дней

Иверская икона Божией Матери прибыла в Тихонову пустынь из афонского Иверского монастыря.

подряд бомбисты выходили на Невский проспект (между Адмиралтейством и Публичной библиотекой) и ждали императора. Но покушение сорвалось: 1 марта 1887 года их задержали на месте предполагавшегося преступления. В течение недолгого времени арестовали и всех остальных членов группы. Семь человек из них были казнены, восемь — отправлены на каторгу.

Среди новейших икон монастыря следует отметить афонские святыни — икону вмч. Пантелеймона, освященную на его мощах в Свято-Пантелеимоно-вом монастыре, и Иверскую икону Божией Матери, писанную в Ивер-ской обители и освященную на поясе Пресвятой Богородицы. Почитается в монастыре также икона святителя Николая, привезенная из Бари, где она была освящена на мощах святителя Николая.

Есть и чтимые иконы отечественного происхождения. Такова, например, икона Оптинских старцев с частицами мощей.