059. Калужская Свято-Тихонова пустынь, страница 27

059. Калужская Свято-Тихонова пустынь, страница 27

Угра была более удобна для переправы татарской конницы, чем Ока, именно поэтому Ахмат повел свои войска к ней.

«Царь Ахмат, воцарившись в Золотой Орде после смерти своего отца, царя Зелед-Султана, по старому обычаю послал своих послов с царским ярлыком к великому князю московскому Ивану Васильевичу просить дани и оброков за прошлые годы. Великий же князь не испугался царского гнева, но, взяв ярлык с изображением его лица, плюнул на него, сломал, бросил на землю и затоптал ногами своими. И повелел он перебить всех надменных царских послов, дерзко явившихся к нему. Одного же оставил в живых, чтобы он мог передать царю такие слова: "То, что сделал я с твоими послами, сделаю и с тобой, чтобы ты, злодей, перестал творить зло и притеснять нас"». Сцена эта потом неоднократно иллюстрировалась русскими художниками. Действительно, она эффектна.

Непонятно, как все происходило на самом деле, но летом 1480 года (или весной, здесь мнения разнятся) ордынцы произвели разведку правого берега Оки, а затем выступили большим войском на Русь. Современники увидели в этом карательном походе возможность повторения Батыева нашествия («Злоименитый царь Ахмат... поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляяся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя...» — говорит летописец). Вряд ли, конечно, оно было именно так. Ахмату требовалось устрашить Русь, а не разорить ее полностью, поскольку он имел намерение и в дальнейшем собирать с нее дань.

Форсировать Оку татарская конница не имела возможности. Противоположный (русский) берег реки был слишком высок, а сама она достигала в глубину 10—14 метров и в ширину почти пятисот метров между Тарусой и Калугой. Ордынское войско вынуждено было направиться вверх по течению Оки, где в нее впадала Угра и где имелось два брода, относительно пригодных для переправы конницы. Все русские поселения и города, встречавшиеся на пути татар, были разорены: Ахмат хотел обезопасить свои тылы.

МОНАСТЫРЬ И МНР

жтж

Повесть о стоянии на Угре

.. .Да не хвалятся неразумные в безумии своем, говоря: «Мы своим оружием избавили Русскую землю», но воздадут славу Богу и Пречистой Его Матери Богородице, ибо Он нас спас, и отринут это безумие, и творят битву за битвой и доблесть за доблестью ради православного христианства против басур-манства, чтобы воспринять в этой жизни от Бога милость и похвалу, а в том мире венчаться нетленными венцами Бога-Вседержителя и обрести царство Небесное. Да получим и мы, грешные, это Царство по молитвам Богородицы. Аминь.

О храбрые, мужественные сыновья русские! Потрудитесь, чтобы спасти свое отечество, Русскую землю, от неверных, не пощадите своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и разграбления домов ваших, и убиения детей ваших, и поруганья над женами и детьми вашими, как пострадали иные великие и славные земли от турок. Назову их: болгары, и сербы, и греки, и Трапе-зунд, и Морея, и албанцы, и хорваты, и Босна, и Манкуп, и Кафа и другие многие земли, которые не обрели мужества и погибли, отечество загубили, и землю, и государство, и скитаются по чужим странам, воистину несчастные и бездомные, и много плача и достойные слез, укоряемые и поношаемые, оплевываемые за отсутствие мужества. Люди, которые сбежали с многим имуществом, и с женами, и с детьми в чужие страны, не только золото потеряли, но и души и тела свои погубили и завидуют тем, кто тогда умер и не должен теперь скитаться по чужим странам бездомными. Ей Богу, видел я своими грешными очами великих государей, бежавших от турок с имением, и скитающихся, как странники, и смерти у Бога просящих, как избавления от такой беды. И пощади, Господи, нас, православных христиан, молитвами Богородицы и всех святых. Аминь.

Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века. Перевод Я. С. Лурье

rriMim пиле*'>'<"•

(jiiei(^»<.«nmoinneM^«Ai Iii ижд-о^А «VIIllfflliS . МштЧ^ЛММигЛпЛПФМФЧ*

«Великое стояние на Угре», миниатюра из Лицевого летописного свода.