060. Ново-Тихвинский монастырь, страница 10

060. Ново-Тихвинский монастырь, страница 10

прншницаяш

Своим учреждением Ново-Тихвинский монастырь во многом обязан самоотверженным трудам игумении Таисии. Родом из семьи мастерового, едва овладевшая началами грамотности уральская подвижница сумела внушить многим людям, включая императора, свой энтузиазм и веру в будущее уральской обители.

Татьяна Андреевна Костромина родилась в 1763 году в семье мастерового Верх-Исетского металлургического завода. Дети Костро-миных воспитывались в благочестии: впоследствии родные братья Татьяны Иоанн и Петр, привыкшие «с юных лет к уединенной богоугодной жизни», просили уволить их со службы для жительства в Далматовский монастырь.

Татьяну Андреевну выдали замуж за государственного мастерового Петра Сергеевича Митрофанова. В 1782 году его взяли в армию по рекрутской повинности. Более десяти лет от него не было никаких вестей. Одиночество в миру тяготило Татьяну Андреевну, и она поселилась в богадельне при кладбищенской Успенской церкви, где несколько вдов и сирот вели жизнь по образцу монашеской.

Способная (хотя и неграмотная) молодая женщина приняла на себя заботы о содержании богадельни. Материально общине помогали городские власти и горожане, давно желавшие иметь в городе монастырь, «который может послужить вечным прибежищем и покровом сиротствующим, а притом благолепие города тем может приумножиться». Устроить внутреннюю жизнь обители на подлинных монашеских началах предстояло Татьяне Костроминой с сестрами. Опыта они не имели, и позаимствовать его поблизости, на Урале, было, в общем-то, негде! Целый год Татьяна Андреевна ходила по лучшим российским обителям. Она заручилась поддержкой саровского духовника и получила благословение на

введение в общине устава Саровской пустыни.

Примерно в 1805 году в «домовой отпуск» пришел муж Татьяны Андреевны. По воспоминаниям ее племянника, он, «сознав истинное располо-

Игумения Таисия. Портрет работы сестер, выполненный по сохранившейся литографии.

жение своей жены в богоугодном деле, доказанном о сооружении в городе Екатеринбурге общины... дал ей для свободного где пожелает жительства вечное увольнительное письмо».

Доброе дело испытывается скорбя-ми: власти отказали сестрам в учреждении монастыря. Тогда решительная Татьяна Андреевна сама отправилась с ходатайством в столицу. Обстоятельства складывались удачно, и уже через месяц она стала пользоваться по

кровительством столичных церковных иерархов и высокопоставленных лиц. В апреле 1807 года статский советник из Екатеринбурга Александр Раздеришин, оказавшийся в то время в Петербурге и помогавший Татьяне Андреевне в хлопотах по учреждению обители, писал епископу Пермскому и Екатеринбургскому Иустину: «Вдова Костромина, посвятившая себя Церкви и с подобными ей сестрами желающая о устроении обители в Екатеринбурге при Успенском кладбище... приобрела здесь довольное внимание Святейшего Синода, господ членов и обер-прокурора. Особенно же к ней благоволят Вы-сокопреосвященнейший Митрополит и Преосвященные — Мефодий, Ириней и прочие... Многие во благо-намерении ей способствуют. Словом, она приобрела по благочестию ее уважение, и все ее знакомые желают скорейшего успеха».

На Урал Татьяна Андреевна вернулась в июне 1811 года уже монахиней Таисией, настоятельницей Ново-Тихвинского монастыря. Епископ Пермский и Екатеринбургский Иустин возвел ее в сан игуменьи «во уважение ея усердия и богоугодных подвигов в учреждении и устроении пустыни».

Наставлениями, увещаниями, а еще более примером собственной жизни игумения Таисия прививала сестрам обители, которых становилось все больше, любовь к добродетелям и твердое упование на Господа. Подвижничество первой настоятельницы Ново-Тихвинского монастыря соединялось в ней с умением управлять большим хозяйством. 4 февраля 1820 года в Пе-