060. Ново-Тихвинский монастырь, страница 8

060. Ново-Тихвинский монастырь, страница 8

ИСТОРИЯ

Опись церковных ценностей в храме св. Александра Невского. 1920-е гг.

добиться разрешения Святейшего Синода на включение в устав правила избрания настоятельницы из сестер обители, в то время как по закону настоятельниц назначали только высшие церковные власти (поэтому часто ими становились монахини из других монастырей). Полностью устав не сохранился, но из дошедших до нашего времени его фрагментов видно, что все сестры обители находились в равном положении, были свободны от попечений об имуществе, подчинялись строгому распорядку, вместе совершали молитву. Игумения Таисия придавала большое значение тому, чтобы в обители царил дух единства.

В ноябре 1822 года она возвратилась из столицы. На этот раз настоятельница прибыла с императорскими дарами:

Страсти Христовы. Фрески Голгофо-Рас-пятского храма на подворье монастыря в поселке Елизавет.

церковной утварью и богослужебными облачениями. 12 декабря, в день рождения императора Александра I, Пермская духовная консистория организовала торжественную церемонию встречи этих даров. А уже 27 сентября 1824 года в Ново-Тихвинской обители встречали самого государя, посетившего монастырь во время своей поездки по Сибири. Император беседовал с игуменией Таисией в ее келиях, а при выходе из них с почтением поцеловал руку одной из престарелых сестер.

В эти годы Ново-Тихвинский монастырь уже вполне сформировался

как иноческая обитель со своими духовными традициями, своеобразным уставом, крепким хозяйством. Он отличался многочисленностью насельниц, был любим народом. На усердных и богоугодных трудах монашествующих лежала печать благодатного успеха. Путь от маленькой кладбищенской общинки до первоклассного монастыря обитель прошла всего за двадцать лет, в то время как другие женские общины Урала ждали официального признания несколько десятилетий и нередко за это время распадались. Сама игумения Таисия с сестрами воспринимала все это как милость Божию и Божией Матери, Которой монастырь был посвящен и почитание Которой привлекало в обитель многочисленных паломников и благотворителей. В одном из посланий Святейшему Синоду епископ Пермский и Екатеринбургский Иустин писал: «Град Екатеринбург заключает собою как бы врата в богатую и доселе еще не везде обозримую Сибирь — достойно убо будет и праведно на сей горе Уральской в знак благодарения Богу Благодетелю нашему и в честь и славу Пресвятыя Богородительницы и Приснодевы Марии восставить означенную пустынь... Пусть каждый Россиянин, входя и проходя чрез сии врата во страну Сибири, взирает и на сию Святую Обитель яко памятник, воздвигнутый Отечеством нашим в благодарение и славу Великого Бога».

Игумения Таисия скончалась 5 ноября 1826 года. После этого монастырем управляли ее духовные дочери: сначала игумения Александра (Иванова), а затем — игумения Магдалина (Неустроева). Они хранили тот дух молитвы, трудолюбия, покоя и согласия, который матушка-первоначальница водворила в обители. Сюда продолжали поступать новые сестры. К 1890 году их собралось уже 605.

В середине XIX века Ново-Тихвинский монастырь, при котором действовало женское четырехклассное училище, был одним из центров начального и среднего женского образования на Урале. Среди сестер обители не умели писать только 17,6 процента (в общем