060. Ново-Тихвинский монастырь, страница 7

060. Ново-Тихвинский монастырь, страница 7

ИСТОРИЯ

Вверху слева: Введенский надвратный храм и Скорбященская церковь. На заднем плане — собор св. Александра Невского. Фотография начала XX века.

Вверху справа: Иконописная мастерская. Дореволюционное фото.

Справа: Работы монастырских вышивальщиц. Конец XIX — начало XX вв.

ного корпуса. Все работы, вплоть до изготовления кирпичей, выполняли сами сестры. Постепенно увеличивалось количество мастерских, совершенствовались рукодельные работы: ткачество, вязание, шитье и другие. Немало сил монахини отдавали служению обществу. При обители действовали богадельня и школа для девочек, на основе которой впоследствии возникло Екатеринбургское епархиальное женское училище. Монастырь заботился об этом училище как о своем любимом детище, построил для него удобные каменные здания, ежегодно расходовал на него из своих средств по несколько тысяч рублей. Епископ Пермский и Екатеринбургский Иустин в одном из своих писем сообщал, что Ново-Тихвинский монастырь хотя и не получает от казны никакой помощи, но своим внутренним и внешним устроением производит гораздо лучшее впечатление, чем штатные обители.

При поддержке епархиального начальства и гумен ия Таисия в 1819 году вновь поехала в Санкт-Петербург — ходатайствовать о возведении обители в штат, что гарантировало бы государственное содержание. Монастырь остро нуждался в средствах: количество насельниц возрастало, продолжалось строительство, велась широкая

благотворительная деятельность. С соответствующим прошением игумения Таисия обратилась к императору Александру I, именным указом которого 12 мая 1822 года Ново-Тихвинский монастырь зачислялся в I класс, что само по себе являлось подтверждением выросшего значения обители. В то время в России насчитывалось только шесть женских штатных монастырей первого класса, и это были древнейшие и знаменитейшие монастыри — например, Покровский в Суздале или Новодевичий в Москве. Незадолго до этого Святейший Синод утвердил новый устав Ново-Тихвинского монастыря, при составлении которого игумения Таисия, по ее словам, «руководствовалась Словом Божиим, правилами Святых Соборов и отец и советами благочестивых и просвещенных в духовной жизни мужей, применяясь в особенности, поколику возможно, к общежительному уставу, в Саровской пустыне существующему». В разработке устава настоятельнице помогал архимандрит Александро-Невской Лавры Герасим. Окончательную редакцию выполнил игумен Глинской пустыни Филарет (Данилевский), ныне прославленный в лике святых. Игумения Таисия смогла

екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря.

Торжественное возвращение игумении Таисии в Екатеринбург состоялось 26 июня 1811 года, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери. В обитель матушка привезла бесценные дары: 25 частиц святых мощей из новгородского кафедрального Софийского собора и список Тихвинской чудотворной иконы из Тихвинского монастыря.

Обитель стала быстро расти и благоустраиваться. Если в 1808 году в ней проживали 33 послушницы, то к 1819 году их уже было 152. Среди насельниц преобладали выходцы из крестьян и горнорабочих семей Екатеринбургского уезда, но встречались также дворянки, солдатки и мещанки.

Хотя содержания из казны обитель не получала, существуя только за счет пожертвований и средств от продажи рукоделий, она вела широкое строительство. В 1814 году началось возведение главного монастырского храма во имя благоверного князя Александра Невского, были построены пять флигелей, странноприимный дом, дом для священнослужителей с флигелем и службами, конюшенный двор, каменная ограда, часть большого двухэтаж-

Вещи насельниц обители в музее.