060. Ново-Тихвинский монастырь, страница 18

060. Ново-Тихвинский монастырь, страница 18

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

КО ИМЯ £СШИ/\ОСТН&ОГО СП^С^ ПОДЕОРЬе

к поселке елиз^кет

Подворье Ново-Тихвинского монастыря в поселке Елизавет (ныне — в черте Екатеринбурга) было основано при игумении Таисии, в начале XIX века. Храм во имя Всемилостивого Спаса с приделами Архангела Михаила и великомученицы Параскевы возвели на Елизаветинской заимке в 1876 году. Близ храма располагались монашеские келии.

Вверху слева: Спасский храм.

Вверху справа: Убранство храма во имя Всемилостивого Спаса.

После закрытия монастыря Спасский храм был превращен в приходской, в нем собиралось множество ве

рующих, в том числе новотихвинские монахини во главе с настоятельницей обители игуменией Магдалиной (До-смановой). Закрыли храм в 1933 году. В его здании размещалось предприятие, затем склад строительных материалов. Накануне открытия в 1989 году храм находился в полуразрушенном состоянии.

mm

Преподобный Василиск Сибирский

Преподобные Василиск (справа) и Зосима. Фрагмент иконы «Учители умного делания» работы сестер обители.

Преподобный Василиск (в миру Василий Гаврилович Гав-рилов) родился ок. 1740 года в крестьянской семье в деревне Иваниш, близ Калягина. С детских лет Василий отличался стремлением к уединенной молитве. Когда вступил в брак, он договорился с женой жить в целомудрии. Ежегодно, под предлогом поездки на заработки, Василий трудился в монастырях. Около 1777 года он оставил семью и ушел в Островскую пустынь Владимирской губернии, настоятель которой, ученик преподобного Паи-сия (Величковского) иеромонах Клеопа, дал Василию благословение на пустынножительство.

Позже он подвизался в лесах Чувашии, потом скрылся в брянские леса, где им руководил старец Площанской пустыни иеромонах Адриан

(Блинский), постригший Василия в монашество с именем Василиск. Там преподобный познакомился со своим учеником и духовным другом преподобным Зосимой (Вер-ховским). Летом 1799 года иноки ушли в Малороссию и Крым, а осенью 1800 года перебрались в Сибирь.

Сибирская глушь давала отшельникам самое необходимое — полное уединение и возможность непрестанного молитвенного собеседования с Богом. Особенно в делании сердечной молитвы преуспел старец Василиск. Он рассказывал отцу Зосиме, что удостаивался дивных видений, описать которые не в силах. Современник старца Василиска, святитель Игнатий (Брянчанинов), писал, что ему известны только два инока, которые в его столетие сподобились зреть свою душу,

исшедшую из тела во время молитвы, и один из них — пустынник Василиск.

Светоносную ночь Воскресения Христова иноки проводили в чтении и сердечной молитве. Затем, взяв Евангелие, топор, огниво, котелок, отправлялись в пустынные места на две-три недели, оставляя кельи незапертыми. Ходя по лесам, горам и долинам, оглашали они их торжественным пением: «Христос

Воскресе!» — как бы возвещая всякой твари о воскресении ее Творца.

Под конец жизни старцы основали в городе Туринске женский монастырь. Здесь старец Василиск 29 декабря 1824 года предал Богу свою святую душу. До самого последнего вздоха пребывал он в сердечной молитве и последними его словами были: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий...»